Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Валерий Гергиев: Мы народ рабочий

Мариинский театр заканчивает 228-й сезон

Последним спектаклем сезона станет балет «Бахчисарайский фонтан», который пройдет 31 июля. Одновременно закрываются на лето и главнейшие проекты Мариинского. 29 июля в Концертном зале сезон завершится «Аидой» Верди. А 24 июля закончился XIX фестиваль «Звезды белых ночей».
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев подвел итоги уходящего сезона. И рассказал кое-что о будущем, не столь далеком — театр продолжит работу в конце сентября.

Худрук Мариинки в постоянном движении по всему миру. Фото: Натальи ЧАЙКИ

— Я считаю, минувший сезон удался, он был активным, — отметил самое главное Валерий Абисалович.
И действительно, за сезон в театре прошло более 200 спектаклей, в Концертном зале было дано более 150 спектаклей и концертов. В репертуаре появились премьеры вроде «Средства Макропулоса» — его поставил Грэм Вик — и «Мертвых душ» в постановке Василия Бархатова. В Концертном зале тоже стартовали свои оперные постановки.

Главным за весь сезон, конечно, были «Звезды белых ночей». Валерий Гергиев особо отметил прошедший в рамках фестиваля Международный конкурс им. Чайковского — на сцене Концертного зала состоялся гала-концерт лауреатов конкурса. Победители выступят в Нью-Йорке, Вене,  Токио, Баден-Бадене, посетят Италию. Но Петербург тоже услышит их — особенно важно будет, считает Гергиев, представить наших пианистов и виолончелистов, которые здесь не играли. Так что в октябре продолжение конкурса на сцене будет весьма интенсивным — под него уже освобождено 9 дней в начале сезона, в октябре.

— Я не превозношу как-то неоправданно наш труд, — отметил маэстро. — Просто это факт, что мы работаем втрое-вчетверо больше по сравнению с другими театрами. За 8 дней гастролей в Нью-Йорке мы успели выступить 8 раз. Теперь Америка знает нашу «Анну Каренину», нашего Баланчина. На Эдинбургском фестивале привыкли, что если приезжает Мариинский театр — он устраивает мощные, развернутые показы. Все это — уникальная возможность продемонстрировать богатство репертуара и силу театра. Наша балетная труппа до сих пор самая почитаемая в мире. Американские гастроли это подтвердили. Так говорили в эти дни в Нью-Йорке — это не мои слова.

Гастролей у Мариинского и в ближайшее время будет предостаточно. Сейчас театр гостит у лондонского «Ковент-Гардена»: отмечают 50-летие первого визита Кировского театра в английскую столицу. А затем — концерты в Турку, Стокгольме, в Эдинбурге и Роттердаме, в Рио-де-Жанейро, Сингапуре и Бангкоке.
26 сентября Гергиев откроет новый сезон Концертного зала тем же, чем и завершился предыдущий, — «Аидой» Верди. В главном здании оперный сезон откроется 28 сентября «Борисом Годуновым» в постановке А. Тарковского, а балетный начнется 29 и 30 сентября с «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева.

Конечно, Гергиев не мог не упомянуть о еще одной интересующей всех дате — открытии второй сцены театра.
— Я категорический противник того, чтобы верили ползучим слухам, — отрезал он. — А журналисты скоры на расправу и любят поговорить о том, что сцена откроется в 2014 году, а то и в 2015 — 2016-м. Если возникнет такая опасность, то будут приняты надлежащие меры. Конечно, и сцена, и все оборудование должны быть протестированы уже в 2012 году.

Те люди, которым доверили работать с огромными средствами, добавил Гергиев, конечно, могут работать вполсилы, поправлять сроки. Но если написано «1200 человек рабочих» — то их не должно быть 300. Спрос театра был и будет очень жесткий.

— Коллектив будет готовиться к переезду, к тестам, к открытию. Это займет у нас очень большое время. Спектакли, которые готовились еще 2 года назад к переносу на новую сцену, теперь необходимо корректировать. В сущности, это будут уже другие постановки. Но все равно дело надо довести до конца, — сказал Валерий Абисалович. — Ведь сюда приезжают люди, которые мечтают увидеть красоту города, — и тут же думают о Мариинском театре. Не знаю, какое место культура занимает в жизни России. Не знаю даже, что я сам считаю культурой. Честно говоря, боюсь этого слова. Мы просто организуем сольные концерты, камерные, ставим балет и оперу. Мы создали один из лучших залов в мире. Является ли это частью русской культуры? Может быть. Но, мне кажется, надо просто делать дело, а кто-то поумнее и повыше нас — пусть об этом скажет. Это должны делать люди масштаба Соллертинского. А мы народ рабочий, у нас другая профессия.

Федор ДУБШАН
↑ Наверх