Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Валерий Гергиев не считает свой творческий путь карьерой

Сегодня открылась петербургская часть конкурса им. Чайковского, который вот уже полвека дает путевку в жизнь молодым талантливым музыкантам

 

Сегодня открылась петербургская часть конкурса им. Чайковского, который вот уже полвека дает путевку в жизнь молодым талантливым музыкантам 

Впервые в этом году конкурс проходит сразу в двух городах — в Москве состязаются пианисты и виолончелисты, а Петербург услышит скрипачей и вокалистов. 

 

 

Накануне открытия прославленный дирижер Валерий Гергиев — председатель оргкомитета фестиваля «Звезды белых ночей» — на встрече с журналистами заверил, что в Петербурге все готово к проведению конкурса им. Чайковского: «Но очень важно, чтобы участники, приехавшие из Москвы и других городов, не чувствовали себя в нашем городе обделенными вниманием. Надеюсь, у нас получится сделать так, чтобы главным героем конкурса стал молодой талантливый артист. Хочется верить, что и в этом году мы выявим много замечательных музыкантов, и наша задача — помочь им выстроить успешную карьеру. Хотя, конечно, слово «карьера» не подходит для определения пути артиста, например, я не считаю свой творческий путь карьерой». 

По словам маэстро, он возлагает большие надежды на то, что «российские исполнители сверкнут», однако решительно высказался относительно процедуры отбора: «Не исключено, что мнения жюри будут расходиться, но специально подгонять результаты под комфортные для нас условия — что все выиграли мы — никто не будет. Не удивлюсь, если среди победителей будут 18-летние или 29-летние музыканты, а если монгольский музыкант будет сверкать гранями своего таланта, то это станет настоящей сенсацией». 

«Что касается фестиваля «Звезды белых ночей», — продолжил Гергиев, — то перед ним стоит сложная задача — он не должен быть бледным фоном для конкурса Чайковского, он должен пройти на столь же высоком уровне и показать гостям особенности сегодняшней культурной жизни Петербурга». Впрочем, вряд ли прославленный фестиваль сможет показаться кому-то «бледным фоном». Ведь в его рамках проходит так много ярких событий! 

13 июня в Новгороде прошел необыкновенный опен-эйр — представление оперы «Садко» на территории кремля. А 11 и 14 июня в Концертном зале Мариинского театра состоялась премьера «Аиды». Оперу Верди поставил знаменитый швейцарский режиссер Даниэле Финци Паска, в послужном списке которого постановка шоу «Corteo» для Цирка дю Солей, церемония закрытия XX Олимпийских игр в Турине, пластический спектакль по мотивам чеховских произведений «Донка». «Это очередная серьезная попытка испробовать, изучить и, может быть, расширить театральные возможности этого зала, — рассказал Гергиев, который на премьерном спектакле сам стоял за дирижерским пультом. — Там есть другое, более камерное пространство, чем на исторической сцене. Есть театры, в которых всего по 80 или 100 зрительских мест. И чувствуется совершенно другое расстояние между артистом и тобой. Вот именно такую возможность дает Концертный зал». 

Не мог Валерий Гергиев не затронуть и «больной вопрос», касающийся петербургской консерватории: «Я без удовольствия должен сказать о неудовлетворительной ситуации в нашей Консерватории, которая сложилась в последние годы. Считаю пагубной коммерческую деятельность в любом творческом вузе. В то время, когда я дирижировал студентами, мы подрабатывали тяжким трудом, я, например,  в ДК им. Цюрупы аккомпанировал самодеятельным певцам за три рубля, ходил в тонком плаще в ноябре, но не зарабатывал на студентах. Хотя я там учился и представляю по всему миру нашу Консерваторию, может быть, даже больше, чем Сергей Стадлер, но мне никто не позвонил и не спросил, что делать с Консерваторией. Я не скрываю, что был тем самым человеком, который попросил министра культуры вмешаться в ситуацию, потому что руководитель творческого вуза не может быть коммерсантом. Мы заступились за наших юных коллег, и это естественно. Нашей Консерватории предстоит совершить путь обратно от коммерции к образовательному процессу...»

 

Напомним, что XIX музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» проходит в Петербурге с 23 мая по 24 июля на двух сценах — Мариинского театра и Концертного зала, в его рамках будет дано 115 спектаклей и концертов с участием солистов оперы и балета, хора, оркестра Мариинского театра и приглашенных артистов со всего мира. 

 

Подготовили Алексей Шмелев и Михаил Соболев Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх