Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Валерий ПОПОВ: Питерские шахматы — в системном кризисе

Пятикратный чемпион по блицу ратует за шахматный Дворец

Когда в блиц играет Валерий ПОПОВ, то кажется, что за доской сидит волшебник шахмат: столь легко и быстро расправляется он с оппонентами... В его отсутствие «вечёркинский» турнир, казалось, очень много потерял — гроссмейстер не участвовал в нем несколько лет. Но вернулся. И стал пятикратным победителем соревнований, выиграв в финале все пять партий. Словно в старые добрые времена!

Валерий Попов знает, как побеждать в молниеносной игре. Фото: Натальи ЧАЙКИ

— Валерий, поздравляю с пятикратным чемпионством в блице. Выразите суть молниеносной игры...
— Когда я играл сильнее и побеждал ведущих шахматистов, блиц был проверкой собственных возможностей. Нынче это опять же проверка себя, но уже по-взрослому... Вот в 2007 году у меня умер отец, а через несколько дней я участвовал в чемпионате Европы по быстрым шахматам. И хоть я пребывал в прескверном настроении, стал вице-чемпионом.

— Как для вас сложился уходящий год?
— Я теперь больше тренирую. А блиц — игра для удовольствия: приятно было получить хороший приз и стать пятикратным чемпионом турнира.

— Кирилл Алексеенко в этом году выиграл чемпионат мира среди 14-летних, Петр Свидлер завоевал Кубок мира. А у ваших подопечных большие успехи?
— Сложно ответить однозначно — все зависит от учеников. Есть те, которые хотят тренироваться, а их родители — вкладывать средства в подготовку. Есть и такие, которые не могут играть в шахматы или не желают... Не балует меня судьба учениками — чемпионов мира нет. Но среди тех шахматистов, которые раньше занимались под моим руководством, некоторые до сих пор демонстрируют неплохие результаты. К примеру, Даниил Линчевский в нынешнем году занял второе место на Мемориале Михаила Чигорина — крупнейшем в нашем городе турнире. Александр Шиманов входит в юниорскую сборную России. Еще долгое время я помогал гроссмейстеру Александру Морозевичу, с которым дружен, — в уходящем году его ренессанс.

— Оцените положение питерских шахмат. Они развиваются или стоят на месте?
— Мне кажется, что питерские шахматы, как весь спорт в целом, находятся в системном кризисе. Дело в том, что государственные органы и спортивные федерации не заинтересованы в долговременной реализации своих программ. Скажем, программа «Шахматы в школе» реализуется везде, кроме Санкт-Петербурга. У нас по-прежнему нет ни учебников шахмат, ни сборной города, которая целенаправленно готовилась бы к юниорским или взрослым чемпионатам.

— Участники «вечёркинского» блица выдвинули на турнире инициативу о строительстве на берегах Невы Дворца шахмат, за который ратовал еще в 2000 году чемпион мира ФИДЕ Александр Халифман. Как вы относитесь к этой идее?
— Замечательная идея. Но надо понять: это сиюминутная затея или она рассчитана на длительное время? Если мы возродим систему, при которой лучшие ученики шахматных школ будут регулярно попадать в сборную города, под руководство  ведущих специалистов, — тогда, наверное, дворец и станет в Питере базовым центром игры. Но пока же в нашем городе никто даже не знает точного количества секций, где дети занимаются шахматами, и кто там работает с ними. В подростковых клубах зачастую преподают люди, которые, возможно, и хотят тренировать, но не умеют.

— В России в целом ситуация с развитием шахмат иная?
— Конечно! В «нефтегазовых» регионах в каждой школе оборудован компьютерный класс для занятий шахматами через Интернет. Дети приходят, садятся перед огромными мониторами и занимаются под руководством преподавателя — специалиста из другого города, который тренирует их в интерактивном режиме. И это в обязательном порядке! Но в Питере об этом приходится только мечтать.

— Вы считаете, питерский спорт — в кризисе. Однако футбольный «Зенит», за который вы болеете, в этом году вышел из группы в Лиге чемпионов…
— «Зенит» — это не спорт. Юношеская футбольная академия, которая открыта при клубе, это неплохо. И то количество полей, которые укладывают даже под моим окном,  — тоже замечательно. Я говорю о другом. Не сомневаюсь в том, что руководства спортом в Северной столице просто нет. Ибо деньги на развитие отрасли выделяются из городского бюджета по остаточному принципу и «командует парадом» правительство Петербурга, а не спортивные федерации. Ну а в администрации, похоже, людям все равно, продолжат ли дети играть в шахматы, скажем, через восемь-десять лет или нет. Чиновники работают до выборов. А как развивается спорт, никого не волнует. Мы уже проигрываем китайцам шахматные олимпиады и командные чемпионаты мира. Ведь мальчик-шахматист, если не получит дополнительных занятий, книг, шахматных компьютерных программ, не сможет заниматься шахматами! Он неизбежно отстанет от сверстников!

— Стал бы, на ваш взгляд, хорошим шахматистом главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти? Ведь, как рассказывают, он многие матчи «выиграл в кабинете»…
— Так это же здорово! Это стратегическое мышление. Считается, что шахматы развивают логику. Без сомнения — нет! В первую очередь они тренируют память, во вторую — учат системному анализу: своих действий, соперника, происходящих на доске процессов. И наконец — самоанализу. Шахматист в любом занятии все сделает лучше.

— Петр Свидлер не забывает своих дружеских, но нешуточных партий с полузащитником «Зенита» Игорем Денисовым, в одной из которых футболист  «стоял на выигрыш». А вам было бы интересно сразиться за доской с кем-то из зенитовцев?
— Почему нет? Я, как истинный петербуржец, болею за «Зенит». И мне интересны люди, которые важны для питерской команды, в частности Денисов, через которого нынче строится вся игра. Игорь — стратег, такой же, как и шахматист. Потому что если футболист не видит поля и соперников, повернувшись к ним спиной, то «Зенит» проиграет. Человек, способный мыслить стратегически, научится играть в любую игру, где требуется рассчитывать на много ходов вперед.

 

Павел ВЛАДИМИРЦЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх