Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Валерий Попов: Есть шансы, что литературная жизнь не покинет Петербург

Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга рассказал о том, что он думает по поводу уничтожения культурных ценностей

«Ленфильм», Дом ветеранов сцены, Дом творчества писателей в Комарове... Еще недавно они были достоянием отечественной культуры, считались неприкосновенными. А сегодня власть имущих интересует лишь «золотая земля», на которой они стоят.  


О проблемах комаровского Дома творчества писателей «Вечерний Петербург» неоднократно рассказывал. Поводом для новой встречи с руководителем петербургского Союза писателей Валерием Поповым стал очередной скандал: избиение новым директором Дома творчества Борисом Островским водителя «ЗИЛа», доставившего доски на территорию дома. Фотографии побоев, заявление в полицию водителя — все на месте. Островский, по утверждению пострадавшего, наносил ему удары ломом за то, что тот при выполнении разворота зацепил директорскую «тойоту». И это уже после отъезда с места происшествия сотрудников ГИБДД. «Он вымогал у меня расписку на 80 тысяч рублей в счет ремонта автомобиля, — рассказывает потерпевший. — пришлось подписать, иначе думал — не выберусь». Казалось бы, такое поведение не должно быть свойственно человеку, занимающему подобный пост. 

Товарно-денежный подход тут не работает

— Валерий Георгиевич, создается ощущение, что настало время людей «быстрых и предприимчивых», но абсолютно лишенных уважения к истории, как в случае с Комаровом. Есть ли шансы победить повсеместное превращение культурного наследия в валюту?
— Новая действительность наступает, с этим не поспоришь. Она зиждется на очень простом принципе, который зовется «купи-продай», при том что в модернизированном варианте «купи» уже не звучит: главное просто продать, и не важно, твоя это собственность или нет. Но слегка успокаивает лишь одно — данная формация предпринимателей недееспособна. Вот простой пример. Управление нашей Книжной лавкой писателя на Невском попало в руки к «молодому, спортивному и энергичному человеку», но каким бы менеджером и специалистом по продажам он себя ни величал, примитивный товарно-денежный подход в области литературы не работает! Будучи не в состоянии не то что произвести на свет новую духовную ценность, но и с почтением отнестись к тем, что уже есть, коммерсант чуть было не загубил дело, существовавшее до него десятилетиями. Все изменилось, когда за Лавку взялись сами писатели: книги начали продаваться, в зале вновь стало людно. Это говорит о том, что к литературным да и вообще ко всем культурным объектам нельзя подпускать дельцов, которых интересуют лишь дензнаки, — это приведет к тому, что наследие наше будет в лучшем случае подчинено рыночным законам спроса и предложения, что означает лишь его гибель. Взять то же Комарово…

— Понятно, что вопрос не к вам, но неужели нельзя развивать туристическую составляющую, не уничтожая прошлое и литературное настоящее?
— С их точки зрения — оно мешает, вроде как устарело. Но самом деле Дом творчества писателей в Комарове — это бренд. Как и наша Лавка, между прочим. Бренд сильный,  притягательная сила для туристов и покупателей. Совет новым бизнесменам: потеряв литературную составляющую, которая им кажется устаревшей, они проиграют. Чем этот клочок земли будет отличаться от других баз отдыха Курортного района?

— По идее, когда происходит захват имущества, обращаются в полицию, не так ли?
— Так, но не в случаях с «золотой землей». Не хочу бросаться обвинениями. В итоге мы остаемся один на один со своими оппонентами. И пусть принято считать, что писатели — народ тихий, домашний. Но не стоит их списывать со счетов: это народ горячий, сообразительный! Все еще есть шансы, что не будет торжества безликого евроремонта,  что литературная жизнь не покинет Петербург, в том числе и Лавку писателей, и Дом творчества в Комарове.  

Если человеку говорить, что он дурак, он таким и станет

— Относительно литературы. В последнее время особенно громко звучат заявления о том, что электронная книга победила печатную. А как считаете вы?
— Недавно был на заседании в издательстве, и там как раз огласили статистику: электронные книги составляют всего лишь два процента от всего дохода. Они абсолютно нерентабельны — их постоянно скачивают в обход официального распространителя, копируют, пересылают. Может, для некоторых читателей этот формат и удобен, но для продавца — никакой выгоды. Посему ввиду отсутствия инициативы распространителя весьма вероятно, что электронный формат книги не получит глобального распространения, во всяком случае в России. Книгу настоящую, бумажную, до сих пор покупают и покупать будут. 

— Но покупают книги в основном люди от среднего возраста и старше, а молодежь  статистика уже давно вычеркнула из сообщества читающих. Что с этим делать? 
— Я постоянно слышу, как говорят, что молодежь тупа и ничего не читает. Звучат эти высказывания и с телеэкранов, и на радио, и в газетах пишут. Но подобные заявления я считаю пропагандой, распространяемой бизнес-структурами с целью внесения смуты в юные умы: ведь если человеку очень долго говорить, что он дурак, то он таковым и станет. Это очень подлый прием, вроде дворового «ты что, не куришь? все же курят!». Зачем читать, если никто не читает? Это, наверно, самый преступный бизнес-план, который видел мир. Задача-то простая: привлечь максимум молодых ребят к потреблению убогих продуктов, вроде так называемых популярных телепередач, навязывающих дегенеративный образ поведения. Идея элементарна: выпускать максимально дешевый продукт, приносящий максимальную выгоду. И чтобы эту ерунду кто-то смотрел, нужно искусственно понизить уровень взыскательности потребителя, то есть вырастить несколько поколений дураков. По сути это план унижения русского народа, это уничтожение нации. 

Но я уверен, что ничего у них не выйдет, ведь я регулярно вижу много молодых ребят, которые интересуются литературой, разбираются в ней. Более того, различные литературные события собирают множество молодых зрителей, вызывают бурное обсуждение в Интернете. Речь и поведение этих юношей и девушек совсем не похожи на то, что нам показывают по телевизору, а это означает, что молодежь противостоит планомерному «втюхиванию». Значит, будущее у нас все-таки есть.  

— Как вы считаете, существует ли достаточно надежный человек, который мог бы занять место директора Литературного фонда России и при этом обойтись без продажи детских садов Литфонда и домов творчества?
— Знаете, я верю, что, даже не меняя имеющихся руководителей, можно адекватно работать — важно только объяснить им, в чем они не правы и почему их поступки неправильны. Они уже понимают, что их кавалерийская атака захлебнулась, встретив не­ожиданное сопротивление. Я лелею надежду, что они все-таки остановятся, одумаются. Мне кажется, что мы их просто перекуем. 

Боюсь, что знаменитое место, куда до сих пор люди приезжают со всего мира, чтобы посмотреть на дом Ахматовой, прогуляться по знаменитым дорожкам, будет просто стерто с карты — вместо него мы увидим двухзвездный отель для очень небогатых приезжих. Так что новой реальности дельцы не создадут: пустота, крах — вот что будет продуктом их деятельности. Ни Дом творчества, ни Лавка писателей не могут существовать без самих писателей, которые и являются душой этих заведений.

↑ Наверх