Валерий Золотухин мечтал поднять сына и Театр на Таганке
Народный артист скончался в субботу в Москве на 72-м году
Еще полгода назад казалось, что Валерий Сергеевич победил свой возраст и все недуги, настолько был бодр и активен. В труднейший момент для родного театра на Таганке в 2011 году стал его директором, а потом и худруком. Продолжал играть на сцене, сниматься в кино, писать книги, ездить на гастроли, растить сына Ванечку (ему сейчас 8 лет)… Со стороны могло показаться, что он всегда удачлив и весел, но жизнь прожить – не поле перейти, и судьба приготовила Золотухину немало испытаний.
Он родился в памятный всем день 21 июня 1941 года в поселке Быстрый Исток Алтайского края. Закончилась война, казалось, что теперь все будут жить в счастье и радости, что беды минуют это поколение, но с 6-летним Валеркой случилось несчастье. Однажды он вместе с другими ребятишками сидел на веранде второго этажа, подставляя руки под теплые струи дождя. Гнилые доски треснули, и мальчишка упал со второго этажа, ушиб левую ногу и вывихнул руку. Ребенку от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью, под этим панцирем завелись вши, и Валерий карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять и вовремя — иначе бы на всю жизнь остался бы калекой.
Однако через год (!) ушибленная нога стала распухать, колено увеличилось до размеров капустного кочана. Родители повезли сына в Барнаул, где ему поставили страшный диагноз: туберкулез коленного сустава - «В санаторий его надо!» Так он очутился в санатории в Чемале, где его задержали на долгих три года, и все это время Золотухин не поднимался с постели. Когда в 1951 году впервые встал на ноги, тут же упал как подкошенный. Пришлось заново учиться ходить. По две минуты в день, на костылях, подхваченный со всех сторон няньками. Выписывая, врачи сказали матери мальчика: «Вашему сыну можно ходить в день не больше 45 минут. По каждый день прибавляйте по две минуты». Если бы кто-то в тот момент сказал маме и самому мальчику, что Валера станет знаменитым актером, будет жить в Москве, объедет весь мир, они бы не поверили: «Так бывает только в сказках!» Нет, он не вылечился полностью – и взрослым часто ходил с тросточкой, хромота правой ноги осталась после остеомиелита, и ноги всю жизнь побаливали. Но это вне сцены… На сцене же Золотухин преображался, сцена, как известно, все болезни лечит.
Ходить на костылях Валерию Золотухину пришлось до 8-го класса, но в один прекрасный момент он собрал волю в кулак, выбросил костыли и стал… учиться танцевать. И уже в девятом классе отплясывал «Яблочко». Кроме этого классно играл на гармошке и пел. Такому парню на роду было написано стать артистом… В 1958 году окончил школу с золотой медалью и сообщил родителям, что собирается ехать в Москву - поступать на артиста. Те удивились: «Ты же всего год назад на костылях ходил! Какой из тебя артист?!» Однако юноша был упрям, и родители поверили в Валеркину мечту. Правда, пришлось продать корову, чтобы собрать сыну деньги на дорогу в Москву, чтобы в столице не голодал, не нуждался.
До столицы сибиряк добирался несколько дней. Сначала на пароходе до Барнаула, а затем четверо суток он трясся в поезде. Почти ничего не ел, не пил, чтобы не бегать лишний раз в туалет - боялся оставить без присмотра свои мешки. Мучился не зря - он, деревенский парнишка, не избавившийся от хромоты, поступил в ГИТИС, причем на отделение оперетты, туда, где надо петь и танцевать! И потом Валерий умудрялся обманывать даже педагогов. Так, чтобы в балетном классе не было видно его недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах...
На курсе с «сибирским валенком» училась Нина Шацкая – недоступная красавица. Она и покорила его сердце. Завязался студенческий роман, на пятом курсе сыграли свадьбу. Случилось это в День всех влюбленных - 14 февраля, хотя тогда про такой праздник никто не слыхал в Советском Союзе. После института Валерия пригласили в Театр имени Моссовета, где он проработал год, а затем перешел в Театр драмы и комедии на Таганке. Вместе с ним в Театре на Таганке стала работать и Нина Шацкая.
Первой большой ролью Валерия Золотухина стал участковый Василий Снежкин в детективе «Хозяин тайги» (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. Картина имела зрительский успех. А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность - эксцентрическая музыкальная комедия «Бумбараш». На роль пробовался, помимо Золотухина, еще и Михаил Кононов. И тогда Валерий подошел к режиссеру: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня». Режиссер улыбнулся, но послушался!
Бумбараш «приклеился» к Золотухину на многие годы. Валерий Сергеевич не обижался: «Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то никогда не чувствовал себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен, найдет возможность разглядеть и другого Золотухина».
В начале 70-х произошли и изменения и на личном фронте актера. Золотухин всегда был неравнодушен к женщинам, и его «хождения налево» достали жену. В конце концов брак рухнул. Причем, Нина, взяв сына Дениса, ушла к другому популярному артисту - Леониду Филатову. Золотухин жутко переживал, но со временем все наладилось: Валерий навещал сына «во вражьем стане», не таил обиды, корил во всем только себя самого.
В 1975 году во время съемок фильма «Единственная» актер встретил Тамару, помощника режиссера. Они поженились, стали воспитывать сына Сережу. Много лет жили в мире и согласии, казалось, семейному счастью ничто не угрожает… Но седина в бороду, а бес в ребро, и вот уже в возрасте под 60 Валерий Сергеевич закрутил роман с молодой актрисой, певицей, красавицей Ириной Линдт. Да такой серьезный роман, что родился сын Ванечка.
- Ванька - мое счастье! – говорил актер. - Я благодарен Ирине, что она мне подарила такую радость. Когда она узнала о беременности, не ставила мне ультиматумов, мол, разводись. И я очень благодарен Ирине за понимание. А моя жена Тамара - близкий мне человек. Я грешен! Но она меня простила. Сыновья уже взрослые люди и все понимают.
Вот такая жизненная история… В итоге Золотухин из семьи не ушел, но в то же время называл Ирину Линдт своей супругой, помогал сыну, мечтал поднять его.
В июне 2007 году Валерия Золотухина настигла великая беда - 27-летний Сергей, сын актера, покончил с собой. Он был барабанщиком в рок-группе «Мертвые дельфины», увлекался мистикой, нумерологией. Золотухин добился в Московской патриархии разрешения похоронить сына по православным канонам, хотя церковь и запрещает отпевать самоубийц.
А вот старший сын Денис (от первого брака с актрисой Ниной Шацкой. - Прим. авт.) стал священником. Он учился на третьем курсе ВГИКа на режиссерском факультете, когда пришел и попросил: «Папа, дай мне благословение, я хочу поступить в семинарию». Так Денис стал отцом Дионисием. У него пятеро детей, а сын Золотухина Ваня приходится детям Дениса дядей. Когда Золотухины приезжали в гости, внуки часто просили: «Деда Валера, покажи нам дядю Ваню». Про старшего сына Золотухин говорил: «Ему благодаря я не только ближе к Богу стал, но и здоровье свое поправил».
Золотухин и сам храм построил. В родном Быстром Истоке. Там много лет назад была церковь, но ее разрушили большевики, в том числе и отец актера. И вот, получив гонорар за книгу «Дребезги», Золотухин решил распорядиться им достойно – поставить храм. Ему было 50, а завершилось строительство, когда перевалило за 60. В какой-то момент, отчаявшись, в ТВ-передаче «Без протокола» Золотухин обратился к телезрителям: «Если кто-то ко мне относится хорошо, помогите, пожалуйста: приближается зима, крыши у храма нет, а надо на завершение 300 тысяч рублей». На следующий день звонок: «Валерий Сергеевич, приезжайте за деньгами!». Помогали всем миром, включая маленького мальчика, который принес рубль.
А своя дача у народного артиста России была проще некуда. Павел Лобков, снимая передачу «Растительный мир», не поверил рассказам Валерия Сергеевича, приехал посмотреть своими глазами на его дачу, но, увидев, от съемок отказался…
Зато Золотухин, построив в Быстром Истоке храм, взялся строить в родном поселке еще и театр. А когда настали трудные дни у его родного Театра на Таганке, Золотухин ринулся на помощь – сначала стал директором, а потом и худруком. Не все получалось, одно дело - актер, другое – руководитель. Сколько нервов ушло! А ему уже за семьдесят. Но он был уверен - ему все по плечу. Часто говорил: «Человек изначально создан с такими возможностями, что невозможных вещей для него практически не существует. Ведь мы даже едим в десять раз больше, чем нам нужно для поддержания жизнеспособности организма. Мы очень много времени и сил тратим впустую, потому что ставим себе заведомо ложные цели».
Цели он до последних дней ставил высокие: мечтал, что и сына Ваню успеет поднять, и Театр на Таганке. Но, видно, судьба израсходовала весь запас чудес, что полагались на его долю. Как жил он честно и красиво, так и ушел — просто актером. Узнав о своей болезни, Валерий Сергеевич сам написал заявление с просьбой освободить от всех должностей…
Прощание с Валерием Золотухин состоится во вторник, в Театре на Таганке.