Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

«Валютные ипотечники» интересуются курсом совести у банков

И пишут письмо губернатору Георгию Полтавченко

Больше месяца те, кто взял кредит на квартиру в валюте, ждут решения властей — надеются, что им помогут. Ведь при сумасшедшем скачке «сладкой парочки» доллар — евро сумма кредита стала неподъемной и выплатить ее невозможно. 

«Я каждый месяц плачу банку тысячу долларов за ипотеку. Но доллар уже приближается к 70 рублям, и мне не рассчитаться по кредиту, потому что я ежемесячно выплачиваю банку 70 тысяч рублей вместо 40 тысяч. ЦБ предложил банкам реструктурировать долги по курсу 39 рублей за доллар, но это не облегчит наше положение — мы будем платить всего на 5 тысяч меньше, потому что ставка рефинансирования очень высокая. И что мне делать, ведь другой квартиры у меня нет, — на улицу идти?» — недоумевает Светлана. 

Находится в шоке и Ольга, мать двух маленьких детей, которая также не может найти деньги, чтобы погасить кредит. «Мы брали ипотеку в 2008 году под 8,5% и платили банку 40 — 50 тысяч рублей ежемесячно, но после того как доллар подрос до 70 рублей, мы должны платить по кредиту в два раза больше, то есть отдать банку весь наш семейный доход! У нас уже образовалась задолженность, и если мы ее через три месяца не оплатим, банк подаст на нас в суд, — рассказала Ольга. — Я хотела использовать на погашение кредита материнский капитал, но при сложившейся ситуации, думаю, эти деньги сгорят — лучше пустить их на образование детей». 

У Ольги, как и у Светланы и многих других людей, ипотечное жилье — единственное. Вот и борются «валютные ипотечники» за свое право не стать бомжами, даже организовали Всероссийское движение валютных ипотечных заемщиков и периодически пикетируют офис ЦБ в Москве, а в Петербурге выходят с плакатами на Марсово поле. 

Четыре тысячи петербургских семей ждут помощи от власти.

Очередной митинг состоялся в минувшую субботу — на Марсовом поле собрались около трех сотен людей: они требовали реструктуризации долгов. Многие пришли с детьми. «Мы не отказываемся платить — просто хотим справедливой реструктуризации по курсу 39 рублей за доллар, иначе нам всем грозит массовое выселение», — призналась «Вечёрке» пикетчица Ольга и добавила: «Не думаю, что это выгодно нашему государству». 

Да, государству пользы от того, что его граждане лишатся своих квартир, никакой. Поэтому первый вице-премьер Игорь Шувалов и обнадежил заемщиков, заявив, что правительство не бросит этих людей, но тут же и попенял — дескать, взяли ипотеку в долларах, то есть пошли на это осознанно.

Да, пошли осознанно, потому что в 2006 — 2008 годах, когда они брали валютную ипотеку под относительно низкие проценты (8 — 10%), рублевую получить было невозможно. 

«Валютные ипотечники», а таких людей 2 — 3% от общего числа заемщиков, то есть  четыре тысячи семей, сейчас надеются на спасательный круг, который кинет им власть. Поэтому и митингуют на Марсовом поле с плакатами: «Спасите наши семьи от курса доллара», «Валютная ипотека — узаконенное рабство», «Почем курс совести, банки?» «Папа, мама, я — бездомная семья».

Петербуржцы даже собрали подписи под обращением к губернатору Георгию Полтавченко. Они хотят перевести валютные кредиты в рублевые по курсу на 1 января 2014 года и чтобы ставка была не более 13% годовых, а тем, кто не может платить из-за ситуации с долларом и евро, списать задолженность перед банками. 

Но, несмотря на то что Банк России вступился за валютных заемщиков и 23 января направил письмо в кредитные организации с рекомендацией пересмотреть условия предоставленных валютных жилищно-ипотечных кредитов и перевести их в рублевый эквивалент, банки, особенно иностранные, не посчитали это обязательным к исполнению. 

«Наш банк не намерен компенсировать убытки заемщиков, которые осознанно идут на валютный риск, за счет других своих клиентов. Мы в полной мере выполняем все взятые на себя договорные обязательства и того же требуем от клиентов, — прокомментировал «Вечёрке» пресс-секретарь одного из крупнейших банков Северо-Запада. — Рефинансирование по схеме, предложенной ЦБ, повлечет для банка многомиллиардный убыток». 

И такая позиция у многих, если не у всех финансово-кредитных организаций.

Кроме того, банки занимают очень жесткую позицию и по конвертации валютной задолженности в рубли по льготному курсу. «Мы не рассматриваем возможность конвертации валютной задолженности в рубли по так называемому льготному курсу, под которым валютные заемщики, судя по всему, понимают даже не курс на произвольную дату осени 2014 года, а курс на момент заключения кредитного договора», — подтвердил наш собеседник.

Выходит, опять тупик? Почему же тогда банки, которые при скачке доллара и евро занимали деньги на внешних рынках, государство срочно поддержало, предоставив триллион рублей на докапитализацию, а заемщиков, оказавшихся в трудной ситуации, игнорирует?

На этот вопрос опять ответили финансисты: «Государство предоставило помощь банкам вовсе не потому, что они якобы занимали деньги на внешних рынках. У российских банков как раз крайне мало валютных кредитов, полученных за рубежом. Правительство РФ, разумеется, может запускать любые программы поддержки, в том числе и «программы реструктуризации ипотечных кредитов». Но данный вопрос находится в исключительной компетенции правительства страны и ЦБ РФ».

На днях глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что в перспективе возможен запрет валютного ипотечного кредитования, а также, кстати, подтвердила, что заемщикам, взявшим валютную ипотеку и оказавшимся в затруднительном положении, может быть оказана адресная помощь. Но никто из ключевых участников рынка уже не выдает валютные ипотечные кредиты. 

Как пояснил старший вице-президент, директор департамента ипотечного кредитования ВТБ24 Андрей Осипов, их банк отказался от выдачи валютной ипотеки еще в декабре 2014 года. «Мера не актуальна, ее, очевидно, нужно было внедрять не после девальвации рубля, а заблаго­временно, в рамках действий по отказу от валютного коридора», — прокомментировал «Вечёрке» Андрей Осипов. 

Однако есть меры и актуальные: в конце января депутат-«эсер» Андрей Крутов внес в парламент законопроект о поддержке «валютных ипотечников», по которому валютный курс фиксируется на дату подписания договора по ипотеке, а уровень ставки — на 12,2% годовых, но чтобы его рассмотреть, не хватило голосов. Тем не менее спикер Госдумы Сергей Нарышкин настоял на внесении законопроекта в календарь рассмотрения, и эту инициативу рассмотрят в течение февраля 2015 года. А пока предлагается ввести мораторий на взыскание долгов по валютной ипотеке.

Конечно, проговариваются разные варианты того, что делать с жильем, которое невозможно оплатить. Депутаты Госдумы, например, предлагают выкупать такие квартиры в госсобственность, а с бывшими владельцами заключать договор социального найма. Тогда у покупателя сохранится право обратного выкупа жилья, но уже по новой, рыночной стоимости. 

Но пока суд да дело, подходят сроки платить, а заемщикам платить нечем. В итоге те, кто взял кредиты, находятся в страшном стрессе и в страхе за единственную квартиру, которой можно лишиться на раз-два. «Я максимум могу февраль продержаться, — с унынием замечает Светлана. — Впереди самые сложные месяцы март и апрель, а потом на нас банк может подать в суд за неуплату». 

Комментарий

По словам пресс-секретаря банка ВТБ24 по СЗФО Ивана Макарова, при оформлении ипотеки надо крайне взвешенно подходить к оценке своих финансовых возможностей, не пытаться любым способом и на любых условиях получить кредит. И обязательно страховать свою жизнь и здоровье — даже если банк не увеличивает процентную ставку по кредиту при отказе оформлять такого рода страховку. 

— Иван, долги россиян по кредитам уже перевалили за 600 млрд. рублей. Насколько высок риск в условиях нынешней кризисной ситуации невозврата кредитов? И какие меры в отношении заемщиков, взявших и рублевую, и долларовую ипотеку, будут предпринимать кредитные организации?
— Безусловно, просрочка по кредитам будет расти, однако в первую очередь это будет касаться исключительно беззалоговых потребительских кредитов и экспресс-кредитов, залогом по которым выступает бытовая или, скажем, компьютерная техника. В сфере ипотечных кредитов просрочка всегда была на минимальных уровнях и, несмотря на сложности у некоторых заемщиков, имеющих валютные кредитные обязательства, в ближайшее время таковой и останется. В случае если заемщик по какой-либо причине не может исполнять свои кредитные обязательства, банк, вне зависимости от того, в какой валюте они номинированы, действует по четко установленным процедурам. Сперва заемщику предлагается разрешить возникшую проблему в досудебном порядке. Если в силу объективных или субъективных причин это невозможно, банк обращается в суд и добивается взыскания заложенного имущества.

— В Думе на днях обсуждался законопроект, по которому, если человек купил квартиру в ипотеку и не смог расплатиться, ему могут предоставить альтернативное муниципальное жилье, — соответствующие изменения предлагается внести в Жилищный кодекс. Как банкиры относятся к такому предложению? А также к объявлению моратория на обслуживание долгов?
— Такие предложения находятся лишь на начальной стадии обсуждения, в ходе которого их суть может серьезно измениться. Поэтому пока вынужден оставить такого рода предложения без комментариев.

— Возможно ли, что при невозможности выплатить долг заемщик выставил бы квартиру на продажу и из вырученной суммы отдал банку все, что ему причитается, а остатком распорядился по своему усмотрению? И что делать тем, кто уже выплатил 80 — 90% от суммы кредита, — могут ли у них отобрать жилье?
— Заемщик вправе распоряжаться суммой, оставшейся после продажи жилья и погашения кредита, обслуживать который он больше не в состоянии. В том случае, если заемщик выплатил 80% стоимости жилья, но не может обслуживать более кредит и не желает самостоятельно продавать данную недвижимость для урегулирования задолженности, банк вправе обратиться в суд, по суду взыскать данную недвижимость и продать ее на рынке. Разумеется, в данном случае может образоваться сумма, превышающая размер долга заемщика. В этом случае эта сумма будет перечислена на счет данного заемщика.

↑ Наверх