Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Валютные исполнители теперь не по карману

В Петербурге стартует новый концертный сезон, который обещает быть самым скромным за последние несколько лет

Санкции, экономический кризис и резко выросший курс евро и доллара вынудили промоутерские компании пересмотреть свои планы и отказаться от гастролей многих западных звезд.


Западные звезды выросли в цене

Середина 2000-х годов запомнилась небывалым наплывом в Россию звезд мирового уровня, которые из-за развития интернет-пиратства вынуждены были отправиться в продолжительные гастрольные туры, чтобы хоть как-то покрыть убытки от низких продаж своих альбомов. Таким образом, российский зритель увидел не только лучшие шоу мира — «Роллинг Стоунз», Мадонны, Джастина Бибера, Дженнифер Лопес, но и концерты Боба Дилана, Фила Коллинза и десятка других исполнителей. В год к нам приезжали 10 — 15 артистов класса «А», и билеты на их концерты были вполне доступны. Так, входной билет стоил 1500 — 3000 рублей.

Однако последовавшие за санкциями падение цен на нефть и ослабление рубля сказались на концертном бизнесе — ведь заморские артисты получают гонорары в евро или долларах, и из-за колебания курса валют гонорары за их выступления взлетели почти в два раза.

— На нашей деятельности сказались курсы доллара и евро, из-за которых приходится повышать цены на некоторые проекты, — рассказала пиар-директор корпорации PMI Татьяна Васильева. — Это никого не радует.

А вот как прокомментировал происходящее в беседе с корреспондентом «ВП» президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин:

— Все это негативно сказывается на нашем бизнесе, серьезно повышает риски и в перспективе может привести к ощутимому спаду индустрии.

Правда, есть еще ряд причин, которые косвенно повлияли на отток западных артистов. Например, в Петербурге до сих пор нет большого концертного зала-трансформера, ведь Ледовый дворец постоянно занят под спортивные меро­приятия, а БКЗ «Октябрьский» расписан на несколько лет вперед. Что уж говорить о стадионе на Крестовском острове, который строится несколько лет! Ситуацию мог бы решить Театр Аллы Пугачевой, который предполагалось сделать суперсовременной площадкой, где могли бы выступать самые разные артисты мирового уровня. Однако по ряду причин город отказался от этого проекта.

Дима Билан — один из востребованных российских исполнителей.

Политика на сцене — путь в никуда

Другая проблема — политика. Усилиями депутата Виталия Милонова выступления таких звезд, как Мадонна и Леди Гага, превратились в своеобразную игру: а скажут ли дивы что-то про ЛГБТ-сообщество/«Пуси райт»/проблемы России (нужное подчеркнуть)? И все внимание зрителей приковано уже не к музыке и вокалу, а к их политическим лозунгам. К счастью, многим звездам хватает ума не тягаться с политиками — ведь политики приходят и уходят, а культура остается.

— Объективно говоря, привязка музыки к политическим событиям — путь в никуда для музыканта, потому что он отталкивает одних, привлекая других. Но ведь музыка всегда была в основе свободы личности и не играла на политических рубежах, — говорит Шурыгин.

Теперь же индустрию добивает экономический кризис. По слухам, зимний скачок курсов евро и доллара заставил крупные промоутерские компании, которые занимаются концертной деятельностью в Петербурге, отказаться от 70% запланированных концертов в новом сезоне.

— Ряд выступлений находится в подвешенном состоянии именно из-за валютной нестабильности. Наиболее дорогие и сложные концерты уже не состоятся в России в этом году. Например, не приедут такие группы, как «U2» и «AC/DC», которые летом выступают в Европе, — подтверждает Михаил Шурыгин.

По информации нашего издания, до последнего велись переговоры о том, что в Петербург пожалуют поп-дива Кэти Пэрри, кантри-певица Тэйлор Свифт, рок-команда «Maroon 5» и бойз-бэнд «One Direction». Вышеперечисленных артистов можно было бы привезти и показать публике, но самая главная проблема остается в ценах на билеты. Если раньше на шоу мирового уровня можно было сходить, потратив примерно 3000 рублей, то сейчас эта цифра возросла в два раза и составляет 5000 — 6000 рублей. По слухам, цены на билеты ближе к осени снова проиндексируют, и тогда они составят уже 7000 — 8000 рублей.

К примеру, на августовский концерт группы «Metallica» в СКК билеты в танцевальный партер стоят 5000 — 8000 рублей. При средней зарплате в 35 тысяч рублей новая цена за билет существенно бьет по карману потребителя.

— Мы стараемся сдерживать цены, так как все понимают: покупательская способность не растет, — говорит Татьяна Васильева.

«Limp Bizkit» пока согласны выступать за наши гонорары.

Что же остается зрителю?

Петербургские афиши уже сейчас пестрят громкими именами и зазывают на осенние концерты. Правда, если присмотреться внимательно, то станет понятно: компании решили сделать упор на отечественных артистов (которые на порядок дешевле западных). Это косвенно подтвердил Михаил Шурыгин: «В непростой ситуации NCA стремится сохранить и приумножить наши отечественные проекты».

Так, из 20 концертов, о которых говорится на официальном сайте NCA, тринадцать — российские исполнители, такие как рэпер L’One (1200 — 3000 рублей), бит-квартет «Секрет» (от 1900 рублей), Ева Польна (1500 — 4500 рублей) и другие. Похожая ситуация и у PMI — в их афише преобладают выступления проверенных российских артистов: Валерии (800 — 4500 рублей), Димы Билана (1200 — 3500 рублей) и других поп-звезд.

Но даже в этой непростой ситуации компании не отказываются от заморских знаменитостей и всячески пытаются приобщить российского зрителя к качественной западной музыке. Например, закроет лето долго­жданный концерт группы «Metallica» в СКК «Петербургский». А в новом сезоне нас ждет три концерта супергрупп: новых панк-рок-героев «Falloutboy» (2200 — 3500 рублей), рок-команд «Imagine Dragons» (2500 — 5000 рублей) и «Nickelback» (2500 — 5000 рублей).

Стоит отметить, что в нынешней непростой ситуации промоутеры решили вернуться к проверенным артистам. Например, осенью в клубе «А2» состоится концерт двух финских групп — «HIM» и «The Rasmus» (1500 — 3500 рублей), «Limp Bizkit» (от 2500 рублей), а также французского любимчика Гару (2200 — 6000 рублей) и группы «The Prodigy» (1500 — 5000 рублей).

В Петербург приедут несколько молодых артистов, которые только поднимаются на музыкальный олимп. Так, осенью выступит бывший солист легендарной группы «My Chemical Romance» Джерард Вэй (1800 — 3500 рублей), поп-дива Айви Леван (1000 — 2500 рублей), которая представит публике свой дебютный альбом.

Пока ситуацию с концертами не берется прогнозировать никто, так как Запад то и дело добавляет новые санкции, а курсы доллара и евро за последнюю неделю вновь показали неожиданный рост. Но, судя по всему, того концертного раздолья, которое было на протяжении последних десяти лет, в ближайшие годы не предвидится.

↑ Наверх