Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Бронзового Пушкина никто не защитил

Памятник в очередной раз стал жертвой вандалов

Вандалы в нашем городе совсем распоясались. Только за последние недели побили окна в Музее Набокова, исписали постаменты коней Клодта, покалечили скульптуру воина на Невском. Теперь добрались и до памятника Пушкину на Пушкинской улице и украли чугунные цепи с ограждения. Специалисты уверены: настало время жесткого преследования вандалов и показательных процессов над ними, иначе беспредел не остановить.

Вандализм стал настоящим бичом нашего города

В городском Музее скульптуры «Вечёрке» рассказали, что вандалы регулярно разоряют ограду памятника на Пушкинской.

— Впервые это произошло в 1917 году — тогда были украдены исторические цепи, — cообщила заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников музея Юлия Логинова. — Неизвестно, когда их восстановили впервые, но с тех пор цепи много раз воровали и снова ставили. Они даже на балансе музея не состоят, и именно потому, что это новодел. Хотя сам монумент — памятник федерального значения.

Памятник стоит в скверике, который входит в реестр объектов культурного наследия. Года два назад сквер приводили в порядок. Многие ждали, что во время ремонта будет решена проблема с освещением памятника — без подсветки в темное время он едва виден. Но этот вопрос так и остался нерешенным. Так что у воров были самые благоприятные условия, чтобы спокойно спилить цепи.

В музее уверены, что вандалы пошли на преступление ради презренного металла — цепи выполнены из чугуна и, скорее всего, были украдены с целью сдачи в утиль.

— Шесть — восемь рублей за килограмм чугуна платят сейчас в среднем по городу, — сообщил нам владелец одного из городских пунктов приема металлолома. — И вряд ли приемщики в пункте тут же распознают истинное происхождение цепей и начнут бить тревогу. Чугунные цепи часто сдают в лом.

Но еще чаще преступники ломают и крушат все на своем пути даже не из-за корысти, а просто потому, что для них нет ничего святого.

— Если мы задумаемся, какие объекты становятся предметами вандализма, если вспомним про покалеченные ограждения на бульваре у станции метро «Чернышевская», выломанные практически сразу после установки ограждения на улице Пестеля, бесчисленное количество смятых водосточных труб, испорченных урн, граффити на памятниках и так далее, то мы поймем — пострадать из-за тупой и беспощадной жестокости варваров может все, что не умеет себя защитить, — говорит руководитель архитектурного бюро, член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия Рафаэль Даянов. Архитектор уверен, что вандалы добрались бы не только до цепей ограды памятника Пушкину, но и до самого монумента, если бы у них была такая возможность.

— И ведь рядом, хоть площадь и не освещается по вечерам, всегда кто-то есть, — напоминает Рафаэль Даянов. — И из окон соседних домов она хорошо видна. Но никто не остановил ломающих ограду людей и не позвонил в полицию. Получается, вопрос вандализма — это вопрос нашей общей культуры, он касается всех нас. На наших глазах пьяные люди лезут на коней Клодта, висят на копытах Медного всадника, а мы делаем вид, что нас это не касается. Хватит относиться к вандализму как к невинной шалости. Нужно называть вещи своими именами: это нарушение закона, преступление. Варваров нужно наказывать по заслугам, нужны громкие показательные процессы над вандалами. Только тогда, возможно, удастся остановить весь этот беспредел.

Памятник Пушкину на Пушкинской улице был установлен в 1884 году. Архитектор — Николай Бенуа, скульптор — Александр Опекушин. В книге Наума Синдаловского «Легенды и мифы Петербурга» рассказывается, что перед самой войной памятник хотели перевезти в другое место. На Пушкинскую уже подъехал грузовик с автокраном, рабочие стали готовиться к демонтажу. Но тут из всех окрестных домов стали выбегать жители. Люди встали живой стеной вокруг бронзового Пушкина и не дали его тронуть. Узнав об этом, в Смольном решили оставить памятник на прежнем месте.

↑ Наверх