Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Вандалы снова прошлись по Невскому. Специалисты узнали о порче от «Вечёрки»

Во время новогодних гуляний была изуродована старинная скульптура на фасаде Аничкова дворца и постаменты коней Клодта

От рук вандалов пострадала ближайшая к набережной Фонтанки со стороны проспекта скульптура витязя. Из правой руки вырван лавровый венок, и теперь древнерусский воин выглядит так, словно просит милостыню у прохожих. Постаменты коней Клодта густо изрисованы граффити. По оценкам экспертов, чтобы привести в прежний вид все, что было испорчено во время прогулки вандалов, нужно не меньше нескольких месяцев. К сожалению, призывы «Вечёрки» к депутатам и полиции остались без ответа. Культурная столица полностью в руках вандалов.


Смыть с постаментов граффити специалисты Музея городской скульптуры планируют уже сегодня. Заниматься такой работой им приходится регулярно. Постаменты коней Клодта граффитисты «расписывают» по несколько раз в год, особенно после массовых праздников с гуляниями. Но о том, что древнерусский витязь на Невском проспекте остался без лаврового венка, в Музее городской скульптуры узнали только от корреспондента «Вечёрки». И сразу, еще не видя разрушений, заявили: вернуть венок на историческое место будет непросто. 

– Это только кажется – подумаешь там, какой-то венок, что там делать-то? Попросить какого-нибудь скульптора пойти в мастерскую и отлить точной такой же венок - вот и решена проблема. Но так не получится, - рассказала заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников музея Юлия Логинова.

Специалисты музея  должны сначала зафиксировать разрушения – с фотографиями и обмерами; составить акт, провести экспертизу, законсервировать место слома. 

– И обязательно нужно проверить,  не пошли ли трещины внутрь скульптуры, не проникла ли туда влага – если внутри образуется лед, скульптуру может разорвать, как это произошло в Летнем саду с вазоном. Он разрушился из-за того, что образовавшиеся внутри трещины не были законсервированы, - напоминает реставратор Максим Куликов. 

Затем нужно оценить, в какие деньги обойдется восстановление, составить смету. Если из фонда расходов на текущий ремонт памятников не получится выделить нужную сумму, затраты необходимо будет включить в бюджет. Это тоже требует отдельной процедуры. Затем должен быть объявлен конкурс на реставрационные работы. Только после этого подключатся скульпторы, а у них будет свой подготовительный этап. 

Аничков дворец – памятник федерального значения, поэтому без участия специалистов Музея городской скульптуры не обойтись. Но фигуры витязей находятся на балансе Аничкова дворца, где есть служба капитального ремонта и реставрации. Если оценка покажет, что операция по возвращению исчезнувшего венка обойдется не дороже, чем в полмиллиона рублей, справиться можно будет быстрее – без проведения конкурса, силами собственной службы дворца.

Специалисты говорят, что при любом раскладе самый ранний срок, когда венок может занять свое законное место в руке витязя, - май нынешнего года. Но есть вероятность, что это произойдет не раньше сентября.

- Кажется, что это слишком долго, на самом деле спешка тут и не нужна, - считает  Максим Куликов. – Как можно быстрее нужно делать консервацию места слома, но не реставрацию. Потому что залатать по-быстрому при минусовой температуре – это против всех технологий, и тогда получится скорее всего халтура. Зачем это нужно? Скульптуры витязей на павильонах Аничкова дворца – это памятник архитектуры и истории, реставрация должна быть проведена очень тщательно. 

Скульптуры древнерусских воинов на фасадах павильонов Аничкова дворца выполнены по моделям русского скульптора Степана Пименова. Статуи были отлиты на «С.-Петербургском казенном чугунолитейном заводе» в 1818 году. Это был первый опыт отливки заводом чугунных статуй крупных размеров. Сначала на фасадах павильонов было установлено 16 таких скульптур. Но до наших дней удалось сохранить только восемь. 

 

↑ Наверх