Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Васильевский теряет набережную

С появлением Ново-Адмиралтейского моста исчезнет единственный в городе прогулочный спуск к Неве

С появлением Ново-Адмиралтейского моста исчезнет единственный в городе прогулочный спуск к Неве



Никаких променадов!

 

Все набережные Петербурга — высокие причальные стенки. С редкими спусками к воде. Два спуска, более или менее просторных, есть на Фонтанке по обе стороны Аничкова моста. На Неве самые большие — у Дворцового моста перед Адмиралтейством, на Университетской набережной и у Литейного моста, напротив площади Ленина. У последнего давно обещают поставить светофор — попасть в этом месте на Арсенальную набережную, где устроен причал, почти невозможно. Машины мчатся, не останавливаясь перед пешеходным переходом. Но здесь этот переход хотя бы очерчен на асфальте…
— А вы попробуйте перебежать, перескочить транспортную магистраль у Эрмитажа, чтобы прогуляться по Дворцовой набережной, — советует испытать на себе прелести променада по величественному береговому граниту профессор Рафаэль Даянов, один из ведущих архитекторов города. — Это кошмар, мы потеряли самое красивое место Петербурга! Начиная читать курс реставрации студентам, я всегда в первую очередь говорю, что главная магистраль города — это не Невский проспект, это Нева.
Однако на этой главной магистрали Петербурга все организовано не для людей — не так, как в европейских городах. Например, в Париже, на Сене, где светофоры через каждые пятьдесят метров, а сама набережная двухуровневая, можно пройти берегом прямо у воды. Или поверху — но не по узкой тропке тротуара среди гула поднимающего пыль транспортного потока, а по бульвару, под каштанами…

Изящное исключение

Единственное исключение в этом ряду техничных набережных, обочин транспортных магистралей — невский берег между 12-й и 21-й линиями Васильевского острова. Часть набережной Лейтенанта Шмидта. Здесь и пешеходные переходы со светофорами, и два уровня: верхний — бульвар с разросшимися липами, нижний — широкий тротуар для променада у воды.
В навигацию сюда причаливают входящие в Неву пассажирские суда. Пришвартовываются иностранные военные корабли, устраивая праздник горожанам. Здесь же стоит российский учебный парусник «Мир». Красивое, просторное место — спешите видеть. Потому что со строительством Ново-Адмиралтейского моста оно будет утеряно. Подъезды моста взгромоздятся как раз на этот самый изящный фрагмент набережной Лейтенанта Шмидта. Со стороны Васильевского острова мост будут сооружать на участке между 16-й —17-й и 18-й — 19-й линиями.

200 лип — под топор


 

— Набережной не будет — мы должны о ней забыть, и это выглядит катастрофично, — так комментирует предстоящую утрату профессор Даянов.
Его мнение «Вечерний Петербург» услышал на одном из публичных обсуждений планов города по строительству Ново-Адмиралтейского моста. Строительство должно начаться уже в этом году, со дня на день назовут подрядчика, но однозначного мнения о выгодах новой переправы нет, о чем уже не раз рассказывала наша газета.
— Я не очень понимаю, какие задачи решает этот мост, ведущий из ниоткуда в никуда, — говорит, например, доктор экономических наук, заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте Государственного архитектурно-строительного университета Андрей Горев.
— Особенности моста — и прежде всего его неудачное местоположение на поворотном участке невского фарватера с сильными течениями, а также минимальный судоходный габарит — гарантируют в будущем беспрецедентный риск аварийности речфлота, — обращаются к губернатору Валентине Матвиенко ветераны судоходства города. — Возведение моста, разрезающего пополам Ново-Адмиралтейский остров с действующими цехами ОАО «Адмиралтейские верфи», несовместимо с работой старейшего в России судостроительного завода, который выполняет оборонный заказ по строительству подводных лодок, рассчитанный до 2017 года, и дает работу шести тысячам корабелов.
— Беспокойство вызывает до сих пор не определенная судьба флотских зданий-памятников Нового Адмиралтейства, которые могут повторить печальную участь варварски снесенных несколько лет назад памятников близ Новой Голландии. Мост — это на века, и слишком высокой может стать цена ошибки, — предостерегают старые моряки.
Руководитель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис и вовсе называет проект варварским. Он убежден, что новый мост необратимо изменит облик набережной Лейтенанта Шмидта, а автомобильная развязка поставит под угрозу существование исторических построек на набережной.
— 200 лип бульвара на набережной будут вырублены, — указывает Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания города от Васильевского острова. — Василеостровцы обеспокоены уничтожением зоны отдыха, живописного места остановки судов.

Когда ждать забор?

Когда же бросать последний, прощальный взгляд на набережную — перед тем как ее обнесут строительным забором? Выяснить это попытался «Вечерний Петербург», зная, что ответ на вопрос зависит от судостроителей. Пока Адмиралтейские верфи не оставят Ново-Адмиралтейский остров, говорить о стройке преждевременно. Мост не может врезаться в огромное работающее производство. Перемещать же его планируется в Кронштадт.
— Все комментарии — только через Объединенную судостроительную корпорацию, — отказались от ответа на вопрос «когда?» в пресс-службе Адмиралтейских верфей.
Верфи теперь не самостоятельны, они подчинены именно этой центральной организации. Так что вся информация — только через Москву, повторили еще раз в пресс-службе.
Объединенная судостроительная корпорация — или ОСК, или мощный холдинг, владеющий едва ли не всей судостроительной отраслью страны, — тоже откликнулась словом «нет».
— Нет, ничего сказать не можем, — сообщили в приемной ее президента Романа Троценко. — Никаких комментариев.
Коммерческая тайна? Или военная, поскольку Адмиралтейские верфи выполняют оборонный заказ, строят субмарины?

Гигант экономкласса

— Понимаете, у нас просто нет пресс-секретаря, — признались в приемной президента ОСК. — А без пресс-секретаря мы решили временно никаких заявлений для прессы не делать.
«По штатному расписанию, надо сказать, корпорация очень небольшая: по численности всего 150 человек. На сегодняшний день штатное расписание заполнено меньше чем наполовину, мы имеем 60 человек, то есть мы очень поджаты по своим расходам», — пришлось позаимствовать цитату Романа Троценко из его летней, 2010 года, встречи с руководством страны в Кремле. В обход так и не нанятого на работу пресс-секретаря.
Ну и какой же тогда спрос о масштабной операции по передислокации верфей со столь поджатой по расходам организации?


Между тем

7 июня 2010 года в Смольном в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение между городом, ОАО «Адмиралтейские верфи» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Документ предписал перенос Адмиралтейских верфей из центра Петербурга в Кронштадт в течение 6 — 8 лет.
Официальный сайт правительства города процитировал тогда же слова президента ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Романа Троценко о том, что руководство Санкт-Петербурга пошло на беспрецедентные условия: «Все средства, которые будут получены городом от коммерческого использования освобождаемой площадки, будут переданы на развитие предприятия». Г-н Троценко оценил проект перебазирования верфей в 20 миллиардов рублей.

Алла РЕПИНА, фото автора
↑ Наверх