Василий Панкратов: Чем лучше убираем, тем больше гадят!
Директор Гатчинского музея-заповедника рассказал корреспонденту «ВП» о причинах, по которым гатчинский парк все-таки придется закрыть
Гатчина теперь уже ассоциируется у многих петербуржцев не только с покоями Павла и нимфой Эхо, таящейся под сводами подземелья, ведущего к Серебряному озеру, но и с ночными бдениями на берегу Белого озера под звуки музыки или с блужданиями с фонариками (и снова ночью!) по еще не отреставрированным помещениям Гатчинского дворца. Ночные креативные события пришли сюда вместе с директором — Василием Панкратовым, у которого по-прежнему много планов.
Все лето по гатчинским озерам проходили лодочные экскурсии. Фото: Галины АРТЕМЕНКО
Прокофьев оказался тяжеловат
— Василий Юрьевич, в июле в Гатчине прошла «Ночь музыки». Удачно?
— Мы продали девять тысяч билетов. И примерно столько же народу пролезло через проломы в стенах, потому что в какой-то момент просто снесли часть ограды и народ вливался широким потоком через этот пролом. Отчасти это наша вина, конечно, потому что мы создали очередь. Народ, может, и заплатил бы эти несчастные 50 рублей. Но стоять в очереди не хотел… Люди приехали в этом году основательно — с едой, ковриками, скамейками складными, очень многие дождались фейерверка.
— Будете ли вы как-то корректировать формат на следующий год?
— Прокофьев все же оказался тяжеловат для мононочи, Чайковский более форматен. Кто будет на следующий год? Я пока с трудом могу себе представить русского композитора, музыка которого непрерывно в течение четырех часов удерживала бы публику. Возможно, Рахманинов… Не исключаю, что мы изменим формат мононочи и, возможно, пойдем в сторону более известных исполнителей и оркестров. Есть мечта, чтобы наш военный понтон выплыл и на середину озера. Тогда и акустика будет лучше.
Призрак Греческой галереи
Пока двор Арсенального каре выглядит так. Фото: Галины АРТЕМЕНКО
— В 2010 году мы освоили порядка 50 млн. рублей, контрольная цифра этого года — 70 миллионов. На 2012 год мы заслали заявку на 170 млн., думаю, что дадут 120. Примерно в два раза я рассчитываю на увеличение финансирования на следующий год, это точно. Тогда у нас появится возможность начать работы там, где, собственно, и был парадный вход во дворец, — в Арсенальном каре, где пока еще наглухо закрыты ворота. Ведь только при Павле вход был с площади, где мы входим во дворец сейчас. Все остальное время бытия дворца в империи входили отсюда — с парадного внутреннего двора. Если получим финансирование — сначала снесем уродливую огромную трансформаторную будку советской постройки, которая прямо посредине двора находится, трансформаторную станцию перенесем во дворец. Потом приступим к гидроизоляции, реставрации фасадов. Это даст нам возможность начать реставрацию внутренних помещений.
Идет научная реставрация Греческой галереи. Мы подходим сейчас к проекту реставрации комнат и кабинета Николая I, мечтаю, что будет у нас три таких императорских комплекса — Павла, Николая I, Александра III. Дожить до полной реставрации всего дворца — не доживем, но разумно двигаться в этом направлении будем.
Китайская галерея, думаю, пока подождет. Есть у меня всякие идеи. Например, сделать мультимедийную обманку — этакий призрак галереи, чтобы видели посетители, поднимающиеся по Мраморной лестнице, как было когда-то и как, увы, стало.
Гатчинский дворец напоминает средневековый замок. Фото: Галины АРТЕМЕНКО
Мы в музее хотим, чтобы объектом показа стали не отреставрированные интерьеры, а само это место — Гатчинский дворец в его жизни, в его динамике. Чтобы посетитель попадал в процесс возвращения дворца, чтобы почувствовал его интересную и трагическую судьбу в XX веке. Во дворец люди должны войти через войну — мы уже начали работать над тем, чтобы проходной кинозал был наполнен проекциями войны — разрушаемого, горящего дворца. А дальше пусть увидят экскурсанты все ипостаси памятника — руинированный, возвращенный, возвращаемый. Мы не пропустим ничего.
Люди пьют под кустами, выбрасывают памперсы
— Мы когда-нибудь дождемся той самой антивандальной выставки, о которой уже столько говорили?
— Большим моим изумлением этого года стало то, что, как только мы начали больше чистить парк, народ стал еще больше мусорить. Я серьезно говорю: чем больше убираем, тем больше гадят. Везде урны поставили, везде ходят уборщики. Но у нас даже мусор другой, чем, скажем, в Петергофе. Там обертки от мороженого, бутылки пластиковые, ну окурки. У нас же — огромное количество объедков и бутылок из-под спиртного. Люди поздними вечерами, переходящими в ночь, пьют под кустами. У нас — грязные памперсы, которые молодые мамаши не считают долгом выбросить в урну.
Тема закрытия парка становится все более насущной — мы ничего не сможем контролировать, пока не закроем парк. Ограду сделаем по всему периметру в этом году, а в следующем начнем вводить отдельные платные дни. Конечно, для жителей Гатчины будет возможность бесплатного посещения — как это сделано в Петергофе в парке Александрия. гатчинцев, привыкших к этому парку, любящих его, никто обижать не собирается.
Да, радует, что в этом году прекратились костры и шашлыки, — у нас конный патруль 3 дня в неделю по четыре часа патрулирует, оказалось, очень действенно. Но все равно вандализм продолжается, вот недавно на Сильвии подожгли дупло 200-летней ели, развели там костер. Сторожам, охраняющим мостики на Холодных ваннах, мы выдали рации — чтобы сторожа, на которых нередко пытаются напасть хулиганы, могли вовремя вызвать охрану. Так вот, антивандальную выставку мы хотим приурочить к моменту, когда объявим о закрытии парка для свободного входа.
Беседовала Галина АРТЕМЕНКО