Важнейшее из искусств: последний сеанс
2011 год завершает пятилетку ликвидации кинозалов, построенных в советский период. Перспективы дореволюционных кинотеатров — от гостиницы и молельного дома до вещевых рядов
Планида «Планет»
На ноябрь пришлось исчезновение с карты города очередного типового кинотеатра советского периода. В Московском районе на улице Типанова снесли «Планету». Еще ранее исчезли как кинотеатры «Охта», «Балтика», «Невский», «Современник», «Спутник», «Прибой», «Слава», «Максим», «Фестиваль», «Прометей». Одни демонтировали, другие перепрофилировали.
Масштабная кампания избавления от достижения шестидесятых — широкоформатных кинотеатров — стартовала в городе в середине 2000-х годов. В 2006 году Смольный принял концепцию реорганизации государственной киносети, предусматривавшую ликвидацию 18 из 33 кинотеатров, существующих в форме государственных учреждений и предприятий. Объекты нежилого фонда, находящиеся в городской собственности, ушли с торгов КУГИ. С пожеланием к новым собственникам: использовать помещения преимущественно под культурно-досуговые цели. В госсобственности оставили 10 детских кинотеатров и два исторических кинотеатра в центре города.
Из этого кинотеатра на Невском теперь будет звучать христианская проповедь миссии «Благая весть».
Инициатором «реорганизации киносети» называли комитет по культуре — тот доказывал, что затраты на реконструкцию зданий и модернизацию оборудования старых советских кинотеатров нецелесообразны для городского бюджета.
«Добил лежачего»
Комитет по культуре в те годы возглавлял Николай Буров, в прошлом актер Александринского театра. Сейчас Николай Витальевич — генеральный директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Г-н Буров рассказал «Вечернему Петербургу», как принималось решение о ликвидации государственных кинотеатров.
— Я помню серьезные нападки на меня за это решение. Как меня только не долбали в прессе, — поделился Николай Витальевич. — Но я хоронил труп. Государственная киносеть к 2006 году уже была лежачей. Представьте себе, стоит здание, написано «Кинотеатр», а в нем магазин похоронных принадлежностей, продажа китайского ширпотреба, химчистка — что угодно. Еще до меня половина государственных кинотеатров перестала существовать. Город не владел кинозалами на Невском проспекте, там государственной оставалась только «Аврора», были распроданы лакомые куски на окраинах.
— При том шесть лет тому назад как раз был период бума в строительстве частных кинотеатров: с хорошей аппаратурой, с полной свободой в получении репертуара, — продолжил Николай Буров. — Репертуар — это главное в кинопрокате. Частник мог получать фильмы быстро и вовремя, мы были ему не конкуренты. С частниками невозможно было тягаться и в переоборудовании кинозалов, для нас оно вылилось бы в астрономические суммы. Так было принято решение избавиться от заведомо убыточной сети, оставив небольшую сеть кинотеатров — детских и несущих социальную функцию. Показывающих отечественное кино, поддерживающих фестивальное движение, являющихся очагами культуры в периферийных районах — такие кинотеатры справедливо могли получать государственную поддержку. Мы сохранили «Аврору» на Невском, она получила исключительные права, чтобы выжить и нести фестивальную функцию. Осталась «Родина», детские кинотеатры. Если спросите меня, жалею ли я о той киносети, что была, я отвечу: да, чуть-чуть горюю. Но посмотрите, снесли «Охту» и на ее месте построили здание Театра «Буфф» — вряд ли теперь кто сожалеет о былой «Охте».
С кинопрокатом дела вообще обстоят сложно, заключил Николай Витальевич:
— Есть сомнения и в перспективах частного кинопроката, возникшего в бум середины 2000-х. У людей появились домашние кинотеатры, они уже не идут в кинозалы. Все очень стремительно меняется, каждые пять-шесть лет.
Вещевые ряды в интерьере
Снесенных «стекляшек» и «коробок» никому не жаль. В отличие от первых российских кинематографов на Невском проспекте. «Аврора» уцелела, оставшись в руках государства (от приватизации уберегло и революционное имя). «Колизей» только что приобретен руководителями одной из религиозных общин — здесь будут идти христианские проповеди. В «Баррикаде» теперь гостиница с бассейном на крыше. «Титан» вернулся к оригиналу — там и до революции был ресторан. Пожелание «сохранять культурно-досуговую функцию» выполняется на Невском проспекте в широких рамках. В них вписался и шопинг.
На Невском, 80, в интерьерах дореволюционного кинематографа «Паризиана», при советской власти переименованного в «Октябрь», а после перестройки вновь в «Паризиану», плотными рядами стоят кронштейны с конфекционом, ломятся от текстиля и трикотажа полки из белой ДСП. Впечатление вещевых рядов в каком-нибудь окраинном ДК, проданном предприимчивыми профсоюзами.
За «Паризиану» перед горожанами приходится отвечать «Вечёрке». Увы, мы ввели их в заблуждение в 2009 году, радужно расписав, какая замечательная культура расцветет в этих исторических интерьерах. «Паризиана» была закрыта в 2007 году вместе с другими кинотеатрами — ГУПами. Ее реконструкцией занялась компания «Ассоциация «Северные цветы», детище Веры Дементьевой — на тот момент главы КГИОП. «Северные цветы» пообещали сохранить историческое предназначение памятника: обязательно устроить в нем кинотеатр, но с офисно-развлекательной компонентой.
Изящный зрительный зал «Паризианы» на Невском превращен в магазин готовой одежды массового производства.
«В комплексе помимо офисов будет работать монозал для кинопоказов. Открыть большее количество залов не представляется возможным, так как исторические интерьеры «Паризианы» находятся под охраной КГИОП и «перекраивать» их нельзя. Вместимость кинозала тоже пока не определена — все будет зависеть от фирмы, которая займется его обустройством. Это может быть как зал VIP-класса, с небольшим количеством мест, так и обычный, рассчитанный на большее число посетителей», — рассказывал в 2009 году в репортаже о завершении реставрации «Вечерний Петербург».
— Могу заверить, что никакого боулинга или чего-либо подобного там не будет, — процитировали мы слова руководителя проекта реконструкции Виктора Мохова. — Пол и лестницы этой части здания сделаны из мрамора, на потолке — лепнина, плафоны, висят старинные зеркала. Основная идея развлекательной части — это кинопоказ и сопутствующая ему инфраструктура. Например, исторически в подвале располагался ресторан, поэтому мы тоже собираемся разместить там общепит, помещение для этого идеально подходит.
Итог наших обещаний читателям: в «Паризиане» ни боулинга, ни кинематографа, ни ресторана — там заурядное торговое место в интерьере, который мог бы послужить и кинотеатру, и театру, и выставочному залу. Очаг культуры городом утерян.
Взять «Москву» и не потерять общественное место
О трудностях приспособления старых кинематографов под современное использование мы говорим с архитектором Рафаэлем Даяновым. В Союзе архитекторов Санкт-Петербурга Рафаэль Маратович возглавляет Совет по архитектурному и историческому наследию. Также г-н Даянов руководит архитектурным бюро «Литейная часть-91», которое сейчас разрабатывает проект реконструкции кинотеатра «Москва» на Старо-Петергофском проспекте, 6. Здание было построено в 1930-х годах по проекту архитектора Лазаря Хидекеля и является памятником регионального значения. В запустении пребывает с 2004 года.
— Это первый многозальный кинотеатр Советской России, — рассказал Рафаэль Маратович о «дедушке» современных мультиплексов. — Здание реконструировали в 1950-е годы, многое из интерьера тридцатых годов оказалось утрачено. Внешне серьезное и монументальное, оно было построено не лучшим образом. Конструкция зрительских мест стояла прямо на земле. Кирпичная кладка в плохом состоянии, стропильная система более или менее приличная.
Памятник должен быть сохранен со своей культурной функцией.
— Но далее должна быть коммерция, здание надо содержать, а на что? В кино туда уже не пойдут. Нельзя погнать 400 человек смотреть один фильм целый месяц, и нет уже таких «Чапаевых», — напоминает архитектор об ажиотажной заполняемости залов в советские времена. — Коммерческие предложения, типичные для фантазий об использовании памятников архитектуры, в целом — это жилье, бизнес-центр, гостиница, торгово-развлекательный центр. А в «Москве» этого по определению быть не может!
Архитекторы продумывают вариант ресторана и выставочных залов. Но фешенебельный ресторан в весьма депрессивном квартале между Рижским проспектом и Курляндской улицей — тоже фантазия. Выставочные залы современного искусства — пустуют даже в более доступных для транспортного сообщения местах.
Тем не менее Рафаэль Даянов рассчитывает успешно «взять Москву», о предстоящей реконструкции кинотеатра он рассказывает с воодушевлением. История адреса подсказывает ему, что здесь не только уместно, но и закономерно общественное место.
— Вы знаете, что на этом месте стояла церковь? Это был первый храм, построенный архитектором Константином Тоном в Петербурге, — напоминает он об авторе храма Христа Спасителя в Москве.
Архитектор Даянов выступает за то, чтобы при реконструкции и даже при сносе и последующей постройке нового сохранялась общественная функции места.
— Общественные сооружения — это то, чего не хватает Петербургу. Мне не жаль старых типовых кинотеатров как построек. Но что мы получили взамен? Одни магазины. Толпы молодежи бродят по выходным в торговых комплексах, они там убивают время, это их досуг. Ходят среди шмоток, говорят о шмотках — ведь это путь к дебилизации людей!
Алла РЕПИНА, фото автора