Газета выходит с октября 1917 года Thursday 22 августа 2019

Как выбрать подарок на Новый год?

Самое время подумать о новогоднем подарке для ребенка

Приближается Новый год. Самое время начать думать о подарках. По крайней мере, подарок для ребенка нужно подыскивать уже сейчас, так как чем ближе праздник, тем меньше выбор по-настоящему интересных, полезных и при этом недорогих игрушек. 

Детский психолог Елена Городец советует, чем руководствоваться, выбирая подарки для детей, чтобы доставить им удовольствие, заинтересовать и принести пользу. 

От изобилия игрушек глаза разбегаются. Что выбрать?

Игрушка — инструмент для познания мира 

Игрушки — это своеобразные незаменимые инструменты для ребенка, с помощью которых он исследует окружающий мир, формирует и реализует творческие способности, выражает свои чувства, учится общаться и познает самого себя. Обычно выбор игрушки — это достаточно стихийный процесс. Пришли в магазин, ребенку что-то понравилось, родители рады угодить. Если подарок выбирается без ребенка, здесь все решает вкус взрослого и цена. О таких критериях, как развивающий потенциал и педагогическая полезность, либо вовсе не задумываются, либо целиком доверяют аннотации, в которой производитель часто выдает желаемое за действительное. 

Отсутствие вдумчивого подхода покупателей к выбору игрушек в конечном итоге приводит к тому, что производители наводняют прилавки однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития — крайне мало. 

Чем же руководствоваться, чтобы выбрать по-настоящему нужную игрушку?

Выбирая игрушку, взрослые должны представить, что ребенок будет с ней делать. Психологи подразделяют виды детской деятельности на две группы. Первая — это освоение новых смыслов, задач и норм отношений между людьми. Вторая — усвоение способов действия с предметами и на этой основе — формирование интеллектуальных, познавательных способностей. 

Одному — куклу, другому — конструктор

Исходя из этого все игрушки тоже условно делятся на две группы. В первую можно объединить все то, что способствует социально-эмоциональному развитию. Это игрушки, с которыми ребенок может обращаться как с живыми персонажами: животные и куклы. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино. Дети от 1 года до 3 лет овладевают различными действиями с предметами, учатся соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трех необходимы прежде всего игрушки второй группы. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок осваивает ролевые игры, и тут не обойтись без игрушек первой группы. 

Важный аспект — физическое развитие ребенка. Задача укрепления здоровья и формирования у малыша определенных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости) — одно из важнейших направлений в воспитании. Соответственно подсобные средства при этом — такие игрушки, как мячи, обручи, скакалки, кегли. 

Выбирая игрушку для сына или дочки, нужно, с одной стороны, ориентироваться на их возраст, с другой — стремиться обеспечить ребенка игрушками всех видов, способствующими разностороннему развитию. 

На что обратить внимание?

1. Имеет значение размер игрушки. Огромные, иногда в рост ребенка, мягкие животные (собаки, бегемоты, слоны) могут быть скорее украшением комнаты или подушкой, но не предметом развивающей игры. Мягкие игрушки меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. 

2. Большое значение имеют технические качества. Если колечки пирамидки с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок быстро откажется от таких игрушек.

3. Польза от игрушки — далеко не единственное требование. Она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Поэтому важнейшее требование — соответствие интересам самого ребенка. 

4. Чем более определенной и завершенной является игрушка (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определенные будят воображение, стимулируют игровые действия. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку. 

5. Игра должна способствовать развитию самостоятельности. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ребенку ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котенок. Но все дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) — все в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть. Но если эта кнопочка помещена спереди и для ее нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой, самостоятельная игра для ребенка становится невозможной — необходима помощь взрослого.

6. Игрушка должна вызывать добрые чувства. Недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность.

↑ Наверх