Вчерашнее равно сегодняшнему
До 21 октября «KGallery» приглашает на выставку Анатолия Белкина «АПБ х 60». Из названия явствует, что выставка юбилейная; так оно и есть, и охватывает она период с 1970-х по настоящее время
Анатолий Павлович Белкин родился в 1953 году в Москве, но вся его творческая жизнь связана с нашим городом: учился в СХШ и в Институте им. И. Е. Репина, участвовал в большинстве выставок неофициальных художников, в том числе в знаменитых «Газаневских». Первая персональная выставка состоялась в ДК им. Дзержинского в 1977 году.
Белые ночи.
С середины 1970-х его работы находятся в зарубежных экспозициях: в Нью-Йорке, Baшингтоне, Сан-Франциско, Париже и других городах. Белкин к тому же — основатель и редактор журналов «Собака.ru» и «Вещь.doc».
На церемонии открытия художник признался, что отбирать картины и формировать экспозицию было непросто: «То, чего я не люблю, — выстраивать работы, которые связаны только моей подписью. Помогло само пространство галереи — переходы, лестницы».
А вот Ирина Карасик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, считает экспозицию вполне себе цельной: «Вы будете идти по экспозиции от более поздних работ к более ранним. В поздних работах много простора, а в ранних вас встретит коммунальный быт. Но, как ни странно, в раннем виден и сегодняшний Белкин: нарративность, любовь к текстам». Объединяет старые и новые работы, безусловно, чувство юмора и налет беззлобного хулиганства. Романтическую тему белых ночей Белкин раскрывает при помощи пары шлепанцев на мятой журнальной-газетной странице, но сделано все это из благородного материала — фарфора. Фарфор для Белкина — особая тема: совместно с ЛФЗ он создал серию скульптур и декоративных тарелок. Скульптуры заставляют вспомнить о пионерском детстве, но рядом с пионерами в галстуках — не собачки, кошечки и птички (впрочем, есть одна кошка — композиция называется «Детство Самсона», и бывавшим в Петергофе легко ее себе вообразить), а гигантские насекомые, с которыми мужественные юннаты сражаются.
Мамины рецепты.
Помимо фарфора, живописи, графики на выставке много работ в технике коллажа, особенно — с использованием фотографий. «Это не Белкин первый придумал, конечно, но обратите внимание, каким он при этом остается артистичным живописцем: он погружает материал в стихию живописи, образ создается пластическими средствами, сама фотография при этом «портится» — рвется, замазывается... Работы эти мы воспринимаем не умом, не знанием, а чувством», — говорит Ирина Карасик. Заведующий отделом новейших течений Александр Боровский добавил, что художественная позиция Белкина — ускользание: «Нет устоявшейся пластической формы, есть неудовлетворенность миром в его застывшем качестве и упоение его изменчивостью». А сам Анатолий Павлович — не без лукавства, разумеется, — подытожил: «Два блестящих искусствоведа многое объяснили мне про то, что я делаю. Художник — человек гораздо более простой».