Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Вдали от шума городского

Лесной проспект. Прогулка четвертая, заключительная (Начало в номерах за 22 июля, 12 августа и 9 сентября)

Вторая часть Лесного проспекта начинается с крупного Батенинского жилмассива, который занимает квартал между Литовской улицей и улицей Александра Матросова.

Улица, носящая с 1952 года имя Героя Советского Союза, грудью закрывшего в феврале 1943 года амбразуру вражеского дзота у деревни Чернушки близ Великих Лук, называлась до этого Батениной улицей, по фамилии землевладельцев — наследников купца Сергея Батенина, отсюда и название жилмассива, или жилкомбината, как говорили в начале 1930-х годов.

Без вины виноватые николаевские
Батенинский жилмассив с целостной инфраструктурой, включавшей баню, прачечную, детский сад, ясли и даже Выборгский универмаг, строился с 1930-го по 1933 год.

Этот дом напоминает о герое Александре Матросове. Фото: Натальи ЧАЙКИ

На карте территория этого городка (дома № 37 и 39) выглядит ромбом, разделенным на две части Диагональной улицей.

В Батенинском жилмассиве проживал Николаев, убийца Кирова. Фото: Натальи ЧАЙКИ

В одном из корпусов Батенинского жилмассива жил Леонид Николаев, вошедший в историю тем, что 1 декабря 1934 года убил партийного руководителя Ленинграда Сергея Мироновича Кирова. Это убийство, совершенное вовсе не по политическим мотивам, — доказательства этого собрала много лет занимавшаяся расследованием истории дела директор Музея-квартиры Кирова Татьяна Сухарникова, — было использовано Сталиным для начала Большого террора. А в Ленинграде в связи с этим убийством пострадали сотни ни в чем не повинных Николаевых, были переименованы несколько улиц и переулков, носивших названия Николаевских.

Снопы, серпы и молоты
В этом роковом для Ленинграда 1934 году был закончен городок текстильщиков, строительство которого по проекту Николая Рыбина началось семью годами ранее.

Устройство городков или домов специалистов — примета того времени. Красив соседний с городком текстильщиков дом № 61, стоящий на углу с Кантемировской улицей. Здание построено по проекту Григория Симонова, Тамары Каценеленбоген и Бориса Рубаненко в 1934 — 1937 годах. В советской архитектуре это уже время возвращения к классицизму. Однако в этом доме заметны следы недолгой эпохи конструктивизма. Они запечатлены в окантованных классическими рамками сплошь остекленных лестничных клетках. Угловое расположение дома побудило архитекторов сделать его доминантой перекрестка. Основной корпус, выходящий на Лесной проспект, — пятиэтажный, в примыкающем к нему корпусе со стороны Кантемировской улицы семь этажей, а башня — восьмиэтажная.

Дом № 61 — со следами конструктивизма в архитектуре. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Примечательно, что здание украшено, в соответствии с эпохой, символами мирного труда рабоче-крестьянского государства: снопами пшеницы, инструментами проходчиков и строителей. Но в отличие от большинства домов того времени на фасаде нет государственного символа советского времени — скрещенных серпа и молота.
Это одно из трех зданий в городе, на котором сохраняется памятная доска с блокадной надписью: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»

Дом украшают три мемориальные доски. Профессору Михаилу Александровичу Бонч-Бруевичу, академику Хлопину и художнику Натану Исаевичу Альтману.

Знаменитые жильцы
Первым из них, в 1934 году, в доме поселился профессор Михаил Александрович Бонч-Бруевич, выдающийся русский советский радиоспециалист, организовавший в 1916 году первое в России производство электронных ламп. Бонч-Бруевич в мировом масштабе достиг огромных успехов в области экспериментальных и теоретических исследований и технических конструкций усилительных и генераторных электронных ламп, а также в области исследования антенн и направленной радиопередачи.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

Живя здесь, он разработал курс «Основы радиотехники». Бонч-Бруевич жил здесь до своей смерти, последовавшей в 1940 году. Его имя носит Электротехнический университет.

С 1945-го по 1950 год в этом доме жил академик Виталий Григорьевич Хлопин. Он был одним из организаторов Радиевого института АН СССР (ныне носящего его имя), в котором работал директором, одновременно преподавая в Ленинградском государственном университете, где впервые в нашей стране читал курс  химии радиоактивных элементов и радиоактивности.

Виталий Григорьевич Хлопин руководил созданием первого в СССР радиевого завода, где вместе с Иваном Яковлевичем Башиловым получил первые советские препараты радия. Академик Хлопин открыл и исследовал радийсодержащие воды, создал научную школу в области радиохимии.

Дольше всех — с 1937-го по 1970-й, исключая период эвакуации в Пермь, — прожил в этом доме Натан Альтман. Он поселился здесь вскоре после возвращения из эмиграции. Новый этап его жизни в Советской России ознаменовался практически полным отходом от станковой живописи. Правда, стоит отметить, что в 1940 году Альтман написал полотно «Лесной проспект». В основном же блестящий портретист, автор знаменитого портрета Анны Ахматовой, выполненного в 1914 году, занимался после 1937 года оформлением спектаклей в ленинградских театрах и работал над книжными иллюстрациями. В 1937 году он блестяще проиллюстрировал «Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя, а в 1948 году — произведения Шолом-Алейхема.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

В этом доме Альтман жил до конца своих дней. Он умер 12 декабря 1970 года и был похоронен на Комаровском кладбище, неподалеку от Анны Ахматовой — героини его легендарного полотна.

Беречь людей от бед…
На противоположной стороне, в бывшем доходном доме, находится отдел вневедомственной охраны. Во дворе в 2002 году установили бюст сотрудника ОВО младшего сержанта Григория Александровича Гарбара (1958 — 1984), погибшего при задержании преступника. Бюст, выполненный скульпторами Александром и Владиславом Маначинскими и архитектором Владимиром Новосадюком, украшает стихотворная строка: «Работа эта очень непростая: Беречь покой, беречь людей от бед...» Здание же было построено архитектором Анатолием Ковшаровым в 1900 году. Еще один дом этого же зодчего был снесен при расширении Кантемировской улицы.

Во дворе этого дома установлены бюст младшего сержанта Гарбара и целый мемориальный комплекс. Фото: Натальи ЧАЙКИ

А вот симоновские дома, которых на Лесном проспекте больше всего, к счастью, находятся в целости и сохранности. Это относится и к зданию Целлюлозно-бумажного техникума (дом № 64).

Возвращаясь на нечетную сторону, снова обратим внимание на комплексность застройки Лесного проспекта в предвоенные годы. Дома, числящиеся под номером 65, — это городок студенческих общежитий Политехнического института, строившийся в 1929 — 1932 годах Сергеем Бровцевым в соавторстве с А. В. Петровым и М. Д. Фельгером.

До недавнего времени перекресток с улицей Капитана Воронина украшали два симпатичных домика начала прошлого века, один из которых построил Федор Лыхин, другой — Антоний Носалевич. К сожалению, их снесли для строительства новых, ничем не примечательных жилых домов.

Между тем заканчивается Лесной проспект, как ему и положено по названию, в лесу. Вернее, в парке Лесотехнической академии. Ныряя второй раз под железнодорожный мост за 1-м Муринским проспектом, проспект превращается в тихий проезд. По левой стороне его стоят два деревянных дома с придомовыми участками. И кажется, ничто не напоминает о близости большого города…

Алексей ЕРОФЕЕВ
↑ Наверх