Газета выходит с октября 1917 года Monday 14 октября 2024

Вечера с Володиным и без

В Петербурге завершился XI фестиваль «Пять вечеров»

В этом году володинский фестиваль состоялся в новых пространственных условиях. Большинство спектаклей показали не в Театре «На Литейном», к которому уже привык постоянный зритель «Пяти вечеров», а в новомодной архитектурной среде Александринки-2. Нельзя сказать, что XI фестиваль явил отчетливый сверхсюжет. На пресс-конференции критик Марина Дмитревская (основавшая этот фестиваль вместе с режиссером Виктором Рыжаковым) рассказала о том, что программу хотели объединить темой «философия пьянства», привезя в Петербург «Москву — Петушки» Сергея Женовача, постановку Рыжакова «Пьяные», увенчав афишу концертом Светланы Бень (группа «Серебряная свадьба») под названием «Не могу напиться с неприятными людьми» (цитата из Володина). По разным причинам, связанным с кризисом в том числе, оригинальную идею воплотить не удалось, хотя Бень все же и выступила. Но сквозной темой, стянувшей разные спектакли к какому-то смысловому стержню, стала как раз тема пространства.

«Невыдуманные истории»

Два спектакля программы — «Невыдуманные истории» Альметьевского татарского драматического театра и «День города» Воронежского камерного театра, поставленные по монологам в технике вербатим (запись высказываний реальных людей), — очень привязаны к пространству своих городов. И хотя постановки продемонстрировали искусство разного уровня (слишком уж простодушная режиссура Нафисы Исмагиловой — против отточенного мастерства известного режиссера из Воронежа Михаила Бычкова), проблемы у них схожие: монтируясь друг с другом, монологи не создавали напряжения. Удачные моменты спектаклей зависели от таланта конкретного актера вне связи с общей композицией. В «Невыдуманных историях» актрисы читали тексты от лица татарских женщин (спектакль шел на татарском с синхронным переводом) — истории внешне насыщенные, жестокие, порой с насилием и убийством, но лишенные драматургической остроты. Говорят, для Альметьевска эти откровенные высказывания из реальной жизни — очень смелый опыт, новое слово в театре, но для фестивальной публики они явно остались вещью в себе.

Воронежский камерный театр в Петербурге хорошо известен, поскольку не один раз гастролировал здесь. Судя по прошлым гастролям, а также по постановкам Михаила Бычкова в разных петербургских театрах, документальный жанр — опыт для него новый. Мастер стилизации и острой формы, здесь Бычков целиком положился на артистов. Какие-то «монологи воронежцев» (подзаголовок спектакля) были исполнены филигранно, особенно если персонаж строился на противоречиях: как парень, прикованный к инвалидному креслу, но при этом приподнятый над землей благодаря лирической интонации артиста. Но все же ряд монологов не стал режиссерским высказыванием. Потом, в спектакле не ощущалась самобытность воронежского человека, воронежская аура, режиссер ставил будто о «среднестатистическом» провинциальном городе. Может, это осознанно, но тогда замысел противоречит текстам, которые очень уж привязаны к истории и мифологии Воронежа.

«Время женщин»

Пожалуй, главной удачей фестиваля стал спектакль Алексея Крикливого «Время женщин», поставленный в Омской драме. Важно, что он играется на камерной сцене. Скажем, в БДТ этот роман Елены Чижовой — о трех старухах, которые в мрачную советскую эпоху воспитали девочку, буквально выплели нить ее судьбы, — идет на Большой сцене, что придает истории эпический масштаб. «Время женщин» Крикливого — принципиально камерная и частная история о самых простых женщинах (в которых не разглядишь мойр, богинь судьбы, как это в постановке БДТ, тяготеющей к притче). И это пристальное внимание к мелочам жизни, этот взгляд на обычного человека как бы через увеличительное стекло — близки драматургии Володина.

Концерт Светланы Бень прошел в непростых пространственных условиях. Кажется, коллективу «Серебряная свадьба», который возник из квартирника и сознательно стремится к неотшлифованности исполнения, избегая помпезности и «перфектности», не очень подходил благородный «классический» Белый зал Театра Комедии под самой крышей здания купцов Елисеевых (в этом зале до революции, кстати, находился роскошный ресторан). И все-таки «Беньке» и ее команде энергетически удалось завладеть залом. Даже если бы в программу не включили ни одного стихотворения Володина, это был бы самый володинский вечер из всех пяти вечеров. Мир, возникающий в песнях «Серебряной свадьбы», не парадный, а окраинный, обитателей его не назовешь удачниками, это чаще всего неустроенные чудаки, в которых соединены лиричность и наивность, идеализм и юродство. О чем бы ни пела «Бенька» — о ничтожном воробье или о двух любящих друг друга микробах, разлученных биологом, — сюжет песни всегда высвечен нежным и человечным отношением (что, конечно, вовсе не исключает иронии).

«Пять вечеров»

Хотя в художественном отношении программа XI володинского фестиваля оказалась по-своему уязвимой, он еще раз доказал свою необходимость городу, культурное пространство которого неотделимо от Александра Моисеевича. Сегодня, в период кризисов и глобального переустройства, когда фраза «Только бы войны не было» (последняя реплика пьесы «Пять вечеров») звучит так остро, володинская интонация очень нужна.

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Пять вечеров»
↑ Наверх