Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Вечерний всплеск — бом-бом!

До 15 ноября NameGallery (Б. Конюшенная ул., 15, 2-й эт. Вых. — вс., пн. Тел. 314-72-46) приглашает на выставку Олега Маслова «Северный Кавказ, или Paradiz в камуфляжных тонах»

Северный Кавказ — это место, куда Олег Маслов отправился с сыном и друзьями отдыхать. Картины нетронутой природы с первого взгляда кажутся академическими, но это не совсем академизм, это неоакадемизм: Олег Маслов — один из профессоров Новой академии изящных искусств, созданной Тимуром Новиковым. Мазки выглядят как пиксели (это особенно заметно в псевдоидилличе­ском пейзаже «Райские кущи»), при этом складываются в ощутимо камуфляжный узор.

Горные орлы.

На «камуфляжном» фоне человек без камуфляжа особенно выделяется, он выглядит инородным и особенно беззащитным, поскольку персонажи картин либо обнажены, либо дремлют, как в картине «Воздушный налет»: здесь очевидный иронический контраст военного названия и сугубо мирного пейзажа — молодой человек задремал на горной лужайке, подставив лицо солнцу — и воздуху, конечно. Впрочем, тезис о беззащитности сам художник отрицает: «Я думаю, — сказал он в беседе с корреспондентом «ВП», — что человек прекрасно защищен, его слабость, уязвимость — одна из форм защиты от грубого мира, потому что человек — пластичный. Мы очень живучие».

Некоторые картины представлены в двух вариантах: либо с различным «кадрированием», либо картина просто «чуть-чуть другая». Вот две композиции под названием «Горные орлы», в которых орлы далеко в небе, а главные герои как раз — горные козлы (ассоциации, включайтесь!); в одном случае это действительно мохнатые козлы, в другом — гладкошерстные олени.

Воздушный налет.

«Не все картины серии вошли в эту экспозицию, — объясняет художник. — Изначально дуальность была больше проявлена, и я хотел, чтобы оба варианта рядом находились. Но несколько произведений уехали на выставку в Москву, и концепцию пришлось немного изменить. Почему два варианта? Мне кажется, это интересно: художник высказался на ту или иную тему, а потом решил высказаться еще раз». Например, мы видим две композиции — «Один (Адам)» и «Первый (Адам)»: обнаженный мужчина стоит в воде горного озера. Но в одном случае фигура дана крупным планом, поэтому получается реальный Адам в раю, в другом — удалена от зрителя, и в «кадр» попадает фрагмент современной не то сумки, не то куртки; здесь, понятное дело, не настоящий Адам, а беглец от цивилизации.

Но двойственность может быть и в одном произведении — нет ничего более двойственного, чем отражение: на картине «Вечерний всплеск» девушка ныряет вниз головой в воду, ее реальное тело ярко выделяется на фоне пейзажа, а отражение в пока почти нетронутой водной глади выглядит уже камуфляжным, то есть природным. Мы можем слиться с природой, если хотим. Ну, и можем, если хотим, вернуться обратно.

↑ Наверх