Газета выходит с октября 1917 года Monday 9 декабря 2019

Великая война: взгляд из XXI века

Памятник перед Витебским вокзалом выполнен в студии военных художников имени М. Б. Грекова министерства обороны РФ. Петербуржцы увидели в нем перекличку со «Стерегущим»

Как мы уже сообщали, скульптурная группа, посвященная Первой мировой войне, прибыла в Петербург из Москвы. Она изготовлена на средства спонсора — крупной строительной компании. Памятник выполнен в форме бронзового креста, стилизованного под те вагоны, в которых бойцов доставляли к театру боевых действий. Место размещения выбрано историческое: в годы Первой мировой войны с Царскосельского вокзала, ныне Витебского, уходили воинские эшелоны.

С фронта скульптуры — момент отправки гвардейцев.

«Памятник, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны, представляет момент отправки гвардейских полков на фронт из города Санкт-Петербург, — сообщили «Вечернему Петербургу» в студии военных художников имени М. Б. Грекова. — Динамика композиции скульптуры передает зрителю ощущение правдоподобности события: состав уже тронулся, перед нашими глазами вагон, из которого выглядывают солдаты. На заднем фасаде изображено знамя с монограммой царя Николая II. На самом верху размещены знаменитые слова генералиссимуса российских военных сил Александра Васильевича Суворова: «Мы — русские. Мы победим. С нами бог».

Автор композиции, 32-летний московский скульптор Алексей Игнатов, рассказал «Вечернему Петербургу» о том, как складывались для него этот образ и вся работа, на которую ушло чуть более полугода. Фигуративная часть была навеяна иллюстрациями, почерпнутыми из фотоальбома о Русском экспедиционном корпусе во Франции (1916 — 1918 гг.). В этом альбоме немало постановочных фотографий, вплоть до березовых веток в руках бойцов — символов памяти о родине. Автор ушел от столь очевидных инсценировок и создал представление современного молодого россиянина об эпохе, назвав его поэтическим.

С тыла памятника — слова Суворова.

Как поделился Алексей Игоревич, в обмундировании изображенных нижних чинов не следует искать исторической достоверности, знаков принадлежности к некоему конкретному полку: «Фигуры — обобщенный образ бойцов. При этом достоверны детали композиции на тыльной стороне памятника: оружия, использовавшегося в боевых действиях Первой мировой. Это винтовки Мосина и пулемет «Максим».

Петербуржцы уже специально прибывают на Загородный посмотреть новый памятник и как о первом впечатлении говорят о его перекличке с памятником экипажу миноносца «Стерегущий» в Александровском парке на Петроградской стороне. Одним из тех, с кем мы разговорились, оказался кандидат исторических наук Дмитрий Ефимов, директор гимназии №209, что на улице Восстания.

Дмитрий Георгиевич также отметил схожую со «Стерегущим» композицию: фигуры на фоне креста. Памятник похвалил за эмоциональность, за дань уважения к русской гвардии и за уместность расположения: в самом начале Первой мировой железные дороги сыграли выдающуюся роль, обеспечив стремительную мобилизацию войск. К этому памятнику непременно приведут учащихся его гимназии, в которой на осень намечено немало событий, связанных со 100-летием начала Первой мировой: вплоть до «исторической реконструкции с лошадками, благо просторный двор перед зданием гимназии позволяет».

Конечно, заметил Дмитрий Георгиевич, исторические реконструкторы уже подметили в фигурах некоторые несоответствия. Но и они, заключили мы с собеседником, смогут стать некой достопримечательностью памятника.

Взять тот же «Стерегущий», на котором матросы открывают кингстоны. Знающие питерцы особо водят к нему своих гостей из других городов, чтобы показать исторический ляп: историкам известно, что кингстонов затопления в машинном отделении этого миноносца не было. Однако получился эмоциональный образ геройской доблести русских матросов в Русско-японской войне 1904 — 1905 годов.

↑ Наверх