Великолепному рогоносцу — 75!
21 октября 1936 года в Ленинграде открылось троллейбусное движение
В тот день в вечернем выпуске «Красной газеты» (ныне — «Вечерний Петербург». — Прим. ред.) была опубликована заметка об этом событии: «Сегодня в 12 часов 30 минут началась опытная эксплуатация первой троллейбусной линии. С Красной площади (ныне — пл. Александра Невского. — Прим. ред.) отошел в нормальный рейс троллейбус № 01... Уже на Красной площади машина до отказа заполняется пассажирами, которые с утра ожидали открытия троллейбусного движения. По дороге на всех троллейбусных остановках — толпы ожидающих пассажиров, стремящихся испытать новый вид внутригородского транспорта».
Нелегко было в тот день первому водителю Ивану Мочилину и первому кондуктору Евдокии Сурковой, которые отправились в рейс на троллейбусе с бортовым номером 01, открывшем движение на маршруте № 1.
По воспоминаниям участников, поток пассажиров удавалось регулировать с большим трудом. Оно и понятно — кому же не хотелось прокатиться на безрельсовом трамвае?! А так и называли троллейбус, когда только задумывали его пуск в Ленинграде.
Решение о пуске троллейбуса было принято 9 сентября 1933 года. Предполагалось изготовить на вагоноремонтном заводе, располагавшемся на территории трампарка имени А. П. Леонова, четыре опытных образца и открыть движение в день Международной солидарности трудящихся — 1 мая 1934 года по маршруту: Адмиралтейство — улица Дзержинского — Загородный проспект — Витебский вокзал.
Но в итоге троллейбус пошел почти на два с половиной года позже и по другой трассе — от Красной площади по проспекту 25-го Октября, улице Гоголя, площади Воровского, бульвару Профсоюзов до площади Труда. Из перечисленных только площадь Труда сегодня носит то же название, что и три четверти века назад. Остальные, читатель, попробуйте определить сами.
Завтра, во время праздничного парада, по этому маршруту пройдет троллейбус ЯТБ-1 — той самой модели, которая открывала движение в Ленинграде.
В 1996 году после долгих поисков был найден троллейбус № 44 на дачном участке в Выборгском районе Ленинградской области, где служил… в качестве сарая более четырех десятилетий. Рогатая машина выпуска 1937 года была любовно восстановлена группой энтузиастов во главе с нашедшим ее Алексеем Гонтаревым, который уже много лет возглавляет троллейбусный отдел Музея Горэлектротранса. Еще четыре возвращенных из небытия троллейбуса различных моделей будут участвовать в параде, посвященном внушительной дате.
Парад троллейбусов должен стать не только демонстрацией ретротехники, но и импульсом к развитию этого популярного и экологически чистого вида общественного транспорта. Рогатенький жив, и верится, что на нашем веку он не исчезнет с улиц Петербурга.
Между тем
При предыдущем губернаторе Петербурга Валентине Матвиенко была высказана идея избавить город от троллейбусов. К счастью, она так и не осуществилась. Хотя сказать, что с этим видом транспорта все в порядке, тоже нельзя: производство троллейбусов в России стремительно сокращается. Так, по данным Росстата, за девять месяцев этого года на предприятиях страны выпущено всего…168 рогатых. Это на 37,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Алексей ЕРОФЕЕВ
Метки: Пятничный выпуск Темы выходного дня Эй, Петербург, Петроград, Ленинградище...
Важно: Правила перепоста материалов