Газета выходит с октября 1917 года Sunday 29 декабря 2024

«Ходили и ходить будем!»

Велодорожки в Петербурге существуют практически только на бумаге

Что такое один километр для велосипедиста? 4 — 5 минут езды. На горном велосипеде — и вовсе 2 минуты. 1/10 пути, если это короткая поездка. И примерно 1/100 пути, если это поездка по нескольким районам города или выезд за город. Так что за один километр велосипедист только успевает раскрутить педали. И тут новенькая велодорожка длиной в километр в парке Интернационалистов в Купчине заканчивается.

Впрочем, и на том спасибо! Открыли новую дорожку. Их у нас в городе по пальцам можно пересчитать. А эта появилась на прошлой неделе в рамках программы Фрунзенского района по созданию велоинфраструктуры. Корреспондент «Вечернего Петербурга», будучи активным велосипедистом, к тому же совершающим половину своих поездок именно по Купчину, решила протестировать дорожку.

Корреспондент «ВП» лично опробовала велодорожку в Купчине. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Придумали тут…

На новую велодорожку удобно въезжать на углу проспекта Славы и Бухарестской улицы. Там и знак соответствующий установлен — синий круг с белым изображением велосипеда.

Правда, дорожку эту не то чтобы сделали… Правильнее будет сказать, что ее нарисовали. На тротуаре, прямо на старом асфальте, обозначили разделительные линии. А поскольку асфальт старый, по новой велодорожке приходится лавировать между неровностями и образовавшимися после дождя лужами.

Слева от дорожки припаркованы автомобили и огромные фуры. Чтобы не задеть их боком, велосипедист вынужден нарушать правила новой велоразметки и ехать по встречной полосе велодорожки.

Но это еще не все приключение. Впереди, метров через 400, я вижу, как аккурат по центру велодорожки шагает мужчина с двумя детишками. И это при том, что тротуар рядом с ним полностью свободен. Да и знак с велосипедом сложно не заметить. Велосипеды нарисованы и на тротуаре. Сделано все, чтобы прохожий догадался, что это место отделили для велосипедистов. Но вот она, русская душа: любим мы ходить по проезжей части, по велодорожкам, по огороженным предупредительными знаками участкам — где угодно, но только не по отведенному пешеходу тротуару.

— Что же вы тут идете, да еще и с детишками? — интересуюсь я у мужчины, осторожно съезжая с велодорожки и объезжая его по тротуару. — Опасно ведь, велосипед не машина, но тоже до 40 км в час разгоняется…
— Ходили и ходить будем, где хотим, — бурчит мне в дорогу мужчина. — Придумали тут велодорожки…

Велодорожка по-русски: лужи, ухабы и фуры сбоку
После этой сценки доезжаю до середины дорожки, и тут уже становится совсем весело. Здесь изображен пешеходный переход. Усердно пытаюсь представить себе пешехода, который культурно шагает около 500 метров вдоль велодорожки, чтобы пересечь ее в положенном месте, здесь, по переходу. Затем пытаюсь представить себе велосипедиста, который культурно притормаживает и останавливается перед этой зеброй, чтобы пропустить пешехода. Правда, для этого велосипедисту пришлось бы опустить ноги прямо в образовавшуюся здесь лужу.

Торжественно открытая велодорожка оказалась нарисованной разметкой на старом асфальте. Фото: Натальи ЧАЙКИ

А ведь именно такие правила действуют во всех европейских странах. Наверное, потому, что дорожки там повсюду с новым асфальтовым покрытием и без луж.

Сегодня в Китае 500 миллионов человек ежедневно ездят на работу на велосипедах. В Нью-Йорке на двухколесных до работы добираются даже сотрудники ООН. Чиновники Германии целенаправленно пересаживали население на велосипеды в течение 8 лет и по национальному плану развития велотранспорта за это время построили 10 тысяч километров велодорожек. Результат: в Берлине и Мюнхене пробок меньше на 40%, чем пару лет назад. А что же в Петербурге?

Автомобилисты готовы пересесть на велосипед
Россия такими цифрами, как Китай, похвастаться не может. Даже Петербург — один из самых «велосипедных» городов России (велосипед есть у каждого пятого петербуржца) — для велосипедистов не оборудован.

Между тем опрос, проведенный недавно крупным интернет-порталом для велосипедистов, показал, что около 100 тысяч петербуржцев-автомобилистов готовы использовать велосипед как основной вид транспорта постоянно, даже в лютый холод зимой. Но — при условии наличия велодорожек. Таким образом, в городе стало бы на 100 тысяч машин меньше зимой, а что уж говорить о лете!

Привлечь внимание чиновников к своей многочисленности велосипедисты пытаются изо всех сил. В среднем раз в месяц проходят крупные велопарады с одним и тем же посылом: «Нас тысячи, позаботьтесь о нас!»

В июне такой пробег проходил на Крестовском острове, в июле — в Купчине, в августе — на Приморском шоссе, а в минувшую субботу и вовсе по Невскому проспекту в рамках фестиваля «День Европы». На этом пробеге на велосипеды сели не только петербуржцы, но и представители делегации Евросоюза, консулы европейских стран и многие другие официальные лица.

Тем не менее чиновники всего этого будто не замечают. За последние месяцы велодорожки появились только в Купчине, то есть на окраине Петербурга. Летом районная администрация заявила о своих планах создать целую сеть велодорожек, продлить их до станций метро, а также оборудовать велопарковки. Так, в середине лета открыли дорожку в Яблоневом саду. На прошлой неделе появилась еще одна — в парке Интернационалистов, на которой и побывала корреспондент «Вечернего Петербурга». Конечно, на фоне общей «велокартины» Петербурга — и на том спасибо! Но вообще-то несколько километров велодорожек на такой огромный город — это ничто.


Хроника «велообещаний»

  • 2007 год. Смольный утвердил программу устройства велодорожек, выделив на нее 1,3 миллиона рублей.
  • 2008 год. Смольный рапортует об успешной (!) реализации утвержденной год назад программы устройства велодорожек: открыта дорожка на проспекте Луначарского, по ней на велосипеде проехалась губернатор.
  • 2009 год. На заседании городского штаба по благоустройству объявили, что в городе более миллиона велосипедистов, а это примерно столько же, сколько и автолюбителей. Принято «принципиальное решение об устройстве велодорожек». К 2010 году обещано ввести 13 километров новых дорожек, на что выделено 2 миллиона рублей.
  • Конец лета 2009 года. Смольный докладывает, что во всех новых проектах квартальной застройки инвестор обязан теперь предусматривать велодорожки.
  • 2010 год. Жилая застройка ведется в 90% случаев без велодорожек. В некоторых районах города, например в Василеостровском, вообще не введено новых велокилометров.
  • Начало 2011 года. Смольный докладывает, что велосипедная программа в Петербурге разработана и реализуется (выходит, уже в третий раз), бюджет программы не уточняется, отмечается только, что проблема передвижения на двух колесах по улицам города вот-вот должна исчезнуть раз и навсегда.

 

Тамара ШЕРЕМЕТЬЕВА
↑ Наверх