Велогонка под дождем
Наш корреспондент побывал на натурных съемках фильма «Трек»
Чтобы узнать, как снимают фильмы не в павильонах, где все на месте — теплые гримерки, комнаты отдыха, выстроенные декорации и розетки для подключения прожекторов и пультов, — корреспондент «ВП» отправился со съемочной группой новой картины «Ленфильма» под Лугу.
Ребята из выборгского велоклуба сыграли массовку — подопечных главного героя.
Раннее утро, пасмурный день, ждем автобус. Режиссер Илья Северов вместе с оператором и художниками уже отправились на место для подготовки площадки.
— Сегодня снимем две сцены, — рассказывает костюмер. — Первую зрители увидят в начале фильма, вторая — в финале. Наш главный герой, роль которого играет Константин Юшкевич, — тренер по велоспорту Сергей. Ему везу два спортивных костюма. Зритель, может, и не заметит разницу — костюмы похожи, но для актера важно чувствовать себя в разных сценах «в разных шкурах». Будет массовка велосипедистов. Они привезут свою униформу.
Режиссер Илья Северов. Для него «Трек» — дебютный фильм.
По жесткому графику — любой выезд съемочной группы стоит немалых денег — планируется, что съемки займут один рабочий день. Но погода шалит. Из-за нее есть опасность переработки или — того хуже — организация еще одного выезда.
На площадке нас встретили сотрудники ДПС. Их присутствие на съемках, которые ведутся на дороге или возле какой-нибудь трассы, обязательно.
Штаб-квартирой съемочной группы выбрали место недалеко от продуктового магазина. Лагерь выглядит так: в центре разместилась главная машина для всех участников съемок. Ее называют «хозяйкой» — это небольшой фургон, внутри которого стол, несколько стульев, термосы с чаем, подносы с бутербродами, салфетки… По случаю пасмурной погоды группе выдали дождевики.
Напротив машины-«хозяйки» встала операторская машина с краном. Этот агрегат собран умельцами «Ленфильма» на базе большого, как кит, американского автомобиля «кадиллак». Кран с камерой в кузове — для возможности съемок во время движения.
Оператор Сергей Астахов со своей бригадой активно готовит технику к работе. В кабине настроен монитор для режиссера, чтобы он мог следить за работой артистов.
Встали вдоль дороги и остальные спецмашины: светобаза — автомобиль с автономным генератором для перевозки прожекторов и другого светового оборудования; камерваген — для перевозки операторской техники; автобус художников; фургончик для подготовки к съемкам и отдыха Константина Юшкевича. Не хватало только одной машины, которую все с нетерпением ждали к часу дня: с обедом для съемочной группы.
Константин Юшкевич играет главную роль — тренера Сергея.
Артист Константин Юшкевич в своем вагончике настраивается на роль.
— Мой герой Сергей — человек на рубеже определенного этапа своей жизни, — рассказал актер. — Это когда ты оглядываешься, видишь, как прошли твои годы, и думаешь — чего ты добился, а чего нет. И, к сожалению, это время подчас неприятных сюрпризов. Вот у моего героя будто бы открылись глаза. И он понимает, что, оказывается, совсем не знал своего сына, супругу и все не так сложилось, как хотелось в молодости. Наш фильм — о человеческих отношениях и о том, что такое на самом деле любовь…
На «Ленфильме» это первая роль Константина.
— С режиссером Ильей Северовым мне работать комфортно, — продолжает он. — Я вижу человека, у которого фильм уже готов в голове, он знает, чего хочет. К таким режиссерам сразу возникает доверие. А оператор у нас — Сергей Валентинович Астахов, один из лучших в России. Пусть все завидуют!
Пока мы беседовали с Константином, приехала массовка — ребята из Выборгского велоклуба. Они и будут изображать подопечных Сергея.
Илья Северов к этому времени уже закончил съемки местности и направился к спортсменам для знакомства и ввода в курс дела. Для Ильи «Трек» — первый фильм. Но молодому режиссеру удалось собрать хорошую команду…
Между тем Константин сел за руль «тренерской» машины. Ему предстоит вести ее самостоятельно. Илья сел рядом с Константином в машину и начал краткий инструктаж: как Сергей должен себя вести, что в какой момент сказать. Вдруг режиссер, спохватившись, оглядел машину.
— А где телефон?
В съемках важна каждая мелочь. По ходу сцены Сергей отвечает на звонок жены, мобильник должен лежать рядом.
— Положите его на торпеду. Вот, тут и место есть. Константин, тебе тут удобно будет?
— Удобно. Могу хоть в кармане держать и достать оттуда. Скорость-то маленькая.
— Нет, пусть рядом лежит.
Убедившись, что все в порядке и на своих местах, Илья Северов направился в машину оператора. За это время велосипедисты уже успели расчехлиться и были готовы выполнять команды.
— Стартуем! — скомандовал Северов.
Кортеж, состоящий из велосипедистов и тренерской машины, ринулся вперед. Во главе процессии ехала операторская машина с краном, в кузове которой уже разместились помощники оператора и звуковик с микрофоном на длинной палке. За рулем Астахов, рядом, за монитором, Северов.
Сергей Астахов — один из лучших операторов в России.
Один из велосипедистов поровнялся с Константином Юшкевичем, и тот «сделал ему замечание».
Так несколько дублей. Дождь усиливался, а съемки продолжались. Лица велосипедистов все больше забрызгивала грязь. В съемочной группе начали переживать: «Как там мальчики?» Но велосипедисты успокоили: такое на тренировках обычное дело...
Когда дождь перерос из моросящего в ливень, съемку остановили.
— Перерыв! — скомандовал Илья Северов по рации, и колонна отправилась на «базу».
Все пьют чай. Илья Северов с Сергеем Астаховым просматривают отснятый материал. Принимают решение — что делать дальше. Если дождь не прекратится, то съемки придется переносить на другой день, а это нарушение графика, следовательно, дополнительные затраты.
Наконец погода улучшилась. Можно продолжать. К этому моменту подъехала машина, которую все так долго ждали, — обед.
— А теперь уже позже, — жестко говорит режиссер. — Погода наладилась, будем снимать. Накрывайте, как только усилится дождь.
В этот раз успели сделать больше дублей. А как только начал усиливаться дождь, все устремились к заветному оазису. Повара раздавали салаты, суп и горячее — на выбор. Меню нехитрое: оливье либо витаминный салат; борщ или овощное пюре; мясо или курица, картофель или макароны.
После обеда начали снимать другую сцену — где главный герой угощает своих воспитанников бананами. Для этой сцены Константина переодели в сухое и подгримировали. Вечерело, но режиссер отбоя съемкам не давал.
И вот, когда окончательно стемнело, когда уже казалось, что не успеем и придется возвращаться завтра, — из-за поворота появилась операторская машина. Из окна, довольно улыбаясь, выглядывал Илья Северов. «Снято!» — доложил он группе. Все зааплодировали. Самый сложный день подошел к концу.
Фото пресс-службы «Ленфильма»