Велосипед — это свобода и любовь, а не средство передвижения
Корреспондент «ВП» пытался разобраться, когда же Питер на двухколесный транспорт пересядет
В 2008 году городское правительство утвердило грандиозную концепцию развития на берегах Невы велосипедного движения — соответствующий документ подписала губернатор Валентина Матвиенко. По сути этот документ с громким названием являл собой обычный перечень адресов, по которым до конца 2010 года надлежало проложить велодорожки. Предполагалось выделять бюджетные субсидии дорожным организациям, которые отвечают за укладку и ремонт асфальтового полотна на питерских улицах, и финансировать прокладку «выделенных линий для велосипедистов» трех типов — это гоночные трассы для профессионалов, дорожки в городских лесах и парках и, наконец, «выделенки» в границах уличной сети.
Первое сделать удалось. Но в целом концепция осталась на бумаге — в полной мере ее не реализовали. Почему? Как обстоит дело с развитием в нашем городе массового велосипедного движения, выяснял корреспондент «ВП».
«Охранники нас избивают, автолюбители — обливают»
Взглянем на документ. Черным по белому написано: «устройство велосипедных дорожек в границах отвода дорог общего пользования». В Адмиралтейском, Василеостровском и Выборгском районах предполагалось «отрезать» под велодорожки проезжую часть — где «шпарят» машины. Аналогично собирались поступить и на Садовой улице.
Идея заключалась в том, чтобы велосипедисты-«интуристы» получили возможность ездить по автополосам в историческом центре — любоваться памятниками архитектуры, делать при этом еще и покупки, «с железных коней не слезая».
«Да воспротивились тому в ГИБДД — нам было категорически заявлено, что на проезжей части Садовой улицы негде выделить участок под велодорожки, — заявил заведующий сектором инвестиций и стратегических проектов отдела развития материальной базы и строительства комитета по физической культуре и спорту Василий Степушкин. — Хотя градоначальница пыталась согласовать этот вопрос в ГИБДД». К тому же оказалось: у Гостиного двора — «кривые» тротуары, по ним даже ходить опасно. И негде разместить стоянки для велосипедов.
«Это в Стокгольме велосипеды стоят месяцами под снегом без всяких замков и защитных устройств, — пояснил руководитель проекта veloroad.ru Алексей Кавелин. — У нас даже стальная цепь не поможет: утащат. Нужны электронные приспособления — чип-ключи, на контроле в полиции. А где такие платные парковки оборудуешь?»
Разве кому-нибудь мешает сей велосипед?
В Копенгагене взять в аренду велосипед и кататься на нем несколько дней — раз плюнуть. Плата осуществляется посредством эсэмэсок. У нас подобные услуги нынче нелегальны. Руководство города, впрочем, направило запрос в налоговые органы — насколько те готовы оборудовать стоянки для велосипедов, которые оплачивались бы звонками или сообщениями с мобильных телефонов, и последние даже якобы дали добро. Но нужны инвесторы — в бюджете на такое «баловство» средств нет.
Ну а про то, как автомобилисты проявляют свое отношение к «людям второго сорта», каковыми велосипедистов (да и пешеходов тоже) считают, рассказал корреспонденту «ВП» организатор велосипедного движения «Пин-Микс» Дмитрий Михайлов: «С открытием на дамбе автомагистрали в Кронштадт попасть легально на велосипеде невозможно: федеральное законодательство предписывает двигаться по ним лишь только на машинах, даже пешеходам находиться там запрещено. А на другой стороне города, в тоннеле, охранники нас, гонщиков, ловят специально и жестоко избивают — в Интернете полно роликов на эту тему. Да и водители авто, завидев нас, сознательно едут в глубокие лужи — если найдется таковая: чтобы с ног до головы облить грязной холодной водой».
Свободно катаются только «неспящие»
Последнее отнюдь не означает, что из Питера велосипед выдавливают. По словам ответственных за ситуацию чиновников, подвижки есть, причем немалые. Во-первых, в городе организованы два подростково-молодежных клуба велосипедистов — в Петроградском и Калининском районах (во втором из них — в «Атланте» — оборудован центр триала). Во-вторых, руководители клуба «Вело-Питер» устраивают свои праздники — этой осенью на Дворцовой площади финишировали аж 2300 человек; а велосипедисты ВМХ проводят фестивали экстремальных видов спорта. В-третьих, только за 2011-й, уходящий уже год в Северной столице состоялись восемь веломарафонов.
И наконец, нешуточные обороты набирает движение любителей ночной езды на великах по Питеру, которые собираются каждую пятницу. Оно существует ни много ни мало семь лет.
Каждую пятницу за час до наступления полуночи эти «неспящие в Санкт-Петербурге» — если, разумеется, нет снега — стартуют от Дворцовой площади и движутся по улицам организованной колонной на малых скоростях. Ибо только до пяти-шести утра кататься на велосипедах в нашем городе можно свободно. Однажды летом набралось в эту колонну человек восемьсот. Было бы, по мнению Дмитрия Михайлова, и больше. Да вот беда — непросто питерцу добраться на велосипеде до Дворцовой. «Электричек, которые ходили бы через весь город, нет. Отсутствует также привычное многим европейцам легкое метро, где последние вагоны длиннее обычных и сидений в них меньше — чтобы разместить велосипеды, — вздохнул Михайлов. — А в обычную нашу подземку с велосипедами не пропускают. Все это отвращает людей от движения».
Выход чиновники видят в разработке новой масштабной концепции развития велосипедного движения — уже четвертой по счету начиная с 2007 года (три предыдущие, ясное дело, так и не заработали). Как сообщала «Вечёрка» (см. материал «В Петербурге снова вспомнили про велосипедистов» за 4 октября), на организацию велодорожек, прежде всего в лесах и парках, а также в новостройках, выделят 4,2 миллиона рублей. Однако разработают эту концепцию, по информации наших источников, не раньше мая следующего года. А уж заработает ли оная вообще…
Концепции «шаги саженьи»
Заметим, на велоструктуру уже было потрачено 1,3 миллиона рублей в 2007 году, но узнать, на что конкретно, возможности нет. В городе тогда фактически появилась одна велодорожка — на проспекте Луначарского. Нынче торжественно отрапортовано об устроительстве еще нескольких — естественно, в спальных районах.
Многие велодорожки в Петербурге остаются лишь разметкой на асфальте. А хочется большего.
Корреспондент «ВП» прошел по тем самым местам, которые на планах обозначены велодорожками. Вернее — по двум из них: на Софийской улице у Южной ТЭЦ и в Яблоневом саду. Нигде, должен заметить сразу, автор этих строк не рисковал угодить под колеса велосипедистов.
Дорожка аж до Колпина, которая идет как продолжение Софийской улицы (целых 12 километров), сделана прилично: качество асфальта (ну, во всяком случае пока) неплохое. Да только выезд на нее со стороны жилых кварталов затруднен — придется переехать автотрассу. А у Южной ТЭЦ, если кто не в курсе, еще немало частных гаражей: машины в тех местах не редкость.
Другой пример — дорожка в Яблоневом саду в Купчине. Собственно, от сада только старое название и сохранилось. Корреспондент «ВП», который в школьные годы бегал там, сдавая нормативы по физкультуре, его не узнал — теперь это облагороженный парк культуры и отдыха: дороги выложены разноцветной плиткой, через прудик перекинут мост с ажурной оградкой, повсюду детские площадки с горками. Впрочем, на то, что асфальтовое полотно являет собой собственно с помпой открытую велодорожку, указывал один-единственный нарисованный «человечек на велике». И тем не менее она используется по прямому назначению.
«У нас здесь папы-мамы вывозят детишек кататься, и школьники ездят — даже велогоночные тесты иногда сдают, — поведала корреспонденту «ВП» молодая мама Марина, которая гуляла с дочуркой, уснувшей в коляске. — Дорожка нам нужна, поэтому она загружена: у нас все-таки здесь парк культуры и отдыха». По словам Марины, мамам и собачникам юные велосипедисты не мешают. Скорее наоборот.
«На самом деле это мы, мамы с колясками, въезжаем на дорожку, — уточнила она. — Обычная дорога здесь разбита, и по ней возить детей просто опасно (тут Марина указала на гигантскую выбоину, из которой торчали в разные стороны развороченные каменные плитки). Потому сворачиваем на полотно для велосипедистов: оно хоть и мокрое да в лужах, зато из асфальта».
Велосипедисты — полноправные участники дорожного движения. Но они расплачиваются за бескультурье автолюбителей.
Ну а дорожные конфликты? Они, если возникают, быстро утихают. «Мы друг другу не мешаем, разъезжаемся, а когда «сталкиваемся», то времени обычно хватает, чтобы кто-то уступил дорогу или затормозил, — поделилась опытом Марина. — Может, если бы несся на нас гонщик резвый — тогда сбил бы коляску. Но тут не профи — дети ездят».
Когда горожане на велосипеды пересядут?
Василий СТЕПУШКИН, заведующий сектором инвестиций и стратегических проектов отдела развития материальной базы и строительства комитета по физической культуре и спорту:
— Нам до этого не дожить. Активный образ жизни — в головах. Поэтому, пока мы будем ездить на автомобиле в магазин, ситуация принципиально не изменится.
В 2008 году губернатор Валентина Матвиенко распорядилась обустроить в Петербурге велодорожки. Работа шла. Дорожки были сделаны и на Софийской улице, и на проспекте Луначарского, да только «без начала и конца» — до них еще добраться надо. Но в целом первоначальная задумка покрыть Питер паутиной велосипедных дорожек, чтобы из каждой его точки можно было бы добраться на велосипеде в любую другую по выделенной линии, осталась нереализованной. Почему? Потому что заказчик такого строительства — комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). А с его специалистами договориться очень сложно. К тому же КБДХ «раздвоился»: комитет разделен на два альтернативных ведомства.
Но у меня сомнений нет: разгрузим в городе потоки транспорта — и освободившееся пространство заполнят велосипедисты. Сколько именно? Нет таких данных, эти подсчеты — в компетенции спортивных федераций. Нам нужно ведь не только, чтобы человек на велосипед пересел, а чтобы ездил он на нем по историческим местам, где расположены все ключевые магазины.
Илья ГУРЕВИЧ, почетный председатель клуба «ВелоПитер»:
— Когда жизнь в Санкт-Петербурге станет европейской, тогда здесь разовьется и велосипед. А нынче... я не вижу перспектив. И не пропагандирую велосипед как транспортное средство. Ездить по городу на велике, во-первых, попросту опасно для жизни. Весной мы изучили статистику дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами — и пришли в ужас. Прекратили рекламировать велодвижение: грех на душу брать не хотим. Во-вторых, противно — грязь на дорогах, захламленный воздух, отвратительная экология. Проедешь на велосипеде триста метров — вся рама в грязи. А в Бельгии я, помню, ездил километры — даже пылью не покрылся. О чем говорить, коль наши власти следуют доктрине «город — автомобилистам», а гаишники воспринимают велосипедистов самым большим злом дорожным! Мы исповедуем другой принцип: «Город — горожанам!». Велосипед для нас — это свобода, любовь, радость движения, транспорт.
Фото Натальи ЧАЙКИ