Вера Арбузова: Помню, как не могла достать до станка
Маленьких петербуржцев приглашают в школы балета
Начали сразу, без долгих предисловий.
— Взяли коврики! Положите их в шахматном порядке, — говорит высокая стройная девушка.
Дети — мальчики и девочки от пяти до десяти лет — раскладывают маты, кто как умеет. Кажется, не все понимают, что такое «в шахматном порядке».
— А теперь садимся на них и тянем носки на себя! Раз — два — три — четыре! На-себя-со-кратили. И еще раз! И еще...
Малыши на собственном опыте познают, чего стоит балетная легкость
Мы в Доме молодежи на Большом проспекте Васильевского острова, 65. А точнее — в недавно открывшейся здесь балетной школе-студии. Ее руководитель — заслуженный артист России солист Мариинского театра Илья Кузнецов. Он сам регулярно проводит занятия, а еще время от времени приглашает своих друзей дать мастер-классы. Друзья — тоже артисты балета первого разряда. Сегодня ведет мастер-класс солистка Михайловского театра заслуженная артистка России Вера Арбузова.
Это она командует:
— Легли на спинку! А теперь поднимаем левую ногу!..
Не все дети понимают, какую это — левую. Поднимают вразнобой. Две девочки уверенно выполняют все указания и поднимают ножки прямые, как стрела. Эти девочки уже занимались в другой балетной школе, но перешли в студию к Илье Кузнецову. Их можно понять: где еще встретишься с такими корифеями.
Другие, для кого это занятие — одно из первых, делают упражнения с трудом. Конечно, тяжело. На матах, у станка, опять на матах... Тянуть носки, поднимать руки, качать верхний и нижний пресс. Урок продлится полтора часа. Но дети сжимают зубы и почти не хнычут.
— А я хорошо делаю! — кричит одна из девочек.
— Молодец, я видела. Только разговаривать на репетиции нельзя, — улыбнувшись, наставляет Вера.
Урок длится полтора часа. Но дети сжимают зубы и не хнычут
«Если уж дети приходят — значит, знают, чего хотят»
— Вера, для вас это первое занятие в школе Ильи Кузнецова. А вообще раньше вам приходилось выступать в роли педагога?
— Приходилось. И с детьми, и со взрослыми. Я ведь получила специальность «педагог-репетитор» в Академии Вагановой. Так что мне не приходится придумывать урок с нуля. Правда, после выпуска у меня преподавательской практики совсем не было. Ну, приходится вспомнить, как это делается.
— А что для вас главная задача на занятии?
— Организовать детей. Занятия балетом требуют концентрации. А ребята сейчас немножко расслаблены...
— Нужно держаться с ними жестко?
— Нет, тут должна быть некая золотая середина. Если сразу же начать вести себя строго, у детей пропадет желание заниматься. А если все позволять — потеряешь авторитет. Авторитет — это вещь обязательная.
— А вы помните себя в этом возрасте?
— Я в балете с четырех лет. Помню, как сначала не могла даже достать до станка.
— Вам самой хотелось заниматься балетом или родители заставили?
— Хотелось. А мне кажется, невозможно заставить детей заниматься балетом. Особенно мальчиков. Первые несколько лет учиться ведь очень скучно. Если уж дети приходят — значит, знают, чего хотят. Это как в спорте, да и как в любой профессии, мне кажется.
— Вам бывает жаль, как подумаешь, что далеко не все из этих детей смогут стать хорошими артистами балета, даже потратив на учебу много лет?
— Бывает же, что человек явно способный, получает одни пятерки. Потом выпускается — и так и не становится танцором или балериной. Мне кажется, все зависит от соединения судьбы, таланта и упорства.
— А в вашем случае счастливая судьба сыграла роль?
— Мне повезло с моим педагогом, Татьяной Андреевной Дзюбой, у которой я училась на родине, в Красноярске. Она, к сожалению, уже умерла. У нее было громадное терпение. Татьяна Андреевна учила нас все восемь лет, и с первого же курса она нас возила по российским и международным конкурсам, фестивалям, чтобы нас заметили. Это было начало карьеры. И меня действительно заметил на таком фестивале директор Бориса Эйфмана и пригласил в труппу. Она постоянно устраивала для нас практику. С первого же курса мы танцевали в красноярском театре в кордебалете — а для детей это очень важно. Невозможно ведь все время репетировать в зале и ни разу не ощутить радости выхода на сцену. Во времена моей учебы еще были повсюду Дома молодежи, абсолютно бесплатные. Можно было заниматься в кружках, ансамблях — и выступать на сцене несколько раз в месяц. И вот Илья Кузнецов пытается сейчас возродить что-то подобное. Это замечательно.
На заметку
Отделения школы работают в нескольких районах Петербурга. Жители Васильевского острова могут посещать балетный класс в Доме молодежи по Большому проспекту, 65. Жителям Кировского района будет удобнее ходить в ДК «Кировец», в котором также организованы группы для занятия классическим балетом. В ближайшее время занятия начнутся в Адмиралтейском, Калининском, Петроградском и Невском районах, сообщает БалтИнфо.
Для обучения приглашаются мальчики и девочки от 5 до 12 лет. В программе обучения: базовые навыки классического, исторического, характерного танцев. Занятия проводят опытные педагоги и действующие артисты балета Мариинского и Михайловского театров.
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Дети Не пропусти! Балет
Важно: Правила перепоста материалов