Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Вера Дементьева начала с изгнания торговцев из дворца

А в ближайшее время новый директор Павловского музея-заповедника пообещала уничтожить туалеты на выгребных ямах

 

Павловский парк почти пуст — редкие гуляющие, совсем не много туристов, которые специально приехали сюда, чтобы увидеть «Павловск холмистый». Корреспондент «ВП» побывала в Павловске, чтобы увидеть знаменитую Галерею Гонзаго — отреставрированную, без лесов.

 

Уже можно посмотреть на эту удивительную «обманку», на которую «велись» даже кошки и птицы. Мы идем по дворцу, проходим галерею антиков, и специально для нас распахивают двери, которые обычно закрыты. Чтобы мы увидели с высоты хоров домовую церковь во имя апостолов Петра и Павла, построенную по проекту Винченцо Бренны. Церковь была освящена 28 апреля 1799 года, существует свидетельство, что 26 апреля сюда привезли 221 пуд 30 золотников серебряных предметов — около ста килограммов. Паникадило церкви с монограммами Павла и Марии на орле — 54 килограмма чистого серебра. Шедевр создан по рисунку Казакова.

 

Потом по каменной винтовой лестнице мы спускаемся туда. Павловский дворец начали восстанавливать после войны именно с этого помещения… Хотя, как говорит главный хранитель фондов ГМЗ «Павловск», восстанавливали и воссоздавали «с оглядкой» на идеологию. К примеру, бархатное покрытие с золотым шитьем лишь недавно появилось на перилах хоров.

Галерея Гонзаго. Наконец-то отреставрировали!

В этом храме, кстати, во время походов Суворова зачитывали победные реляции, и титул «князь Италийский» по отношению к генералиссимусу впервые был произнесен именно под этими сводами. Здесь крестили Христофора — сына греческой королевы Ольги. Здесь некоторое время находилась полумантия Серафима Саровского — за двенадцать дней до смерти великого князя Константина Константиновича ее прислала сюда великая княгиня Елизавета Федоровна — основательница Марфо-Мариинской обители, впоследствии трагически погибшая в шахте на Урале от рук большевиков.

Ныне в помещении домового храма открыта уникальная выставка, попасть на которую можно по предварительной записи, — здесь выставлены подлинные церковное облачение и церковная утварь. Некоторые предметы изготовлены в 1798 году по заказу императорского двора специально для этой церкви в мастерской придворного ювелира Буха по рисункам выдающегося архитектора Матвея Казакова. В России сохранилось всего около 30 предметов работы Буха. Специально для журналистов вынули из витрины драгоценное Евангелие напрестольное, украшенное серебром и золочением, альмадинами, сапфирами, аквамаринами, с эмалевыми дробницами работы знаменитого Евреинова. А вот икона «Святые мученики Адриан и Наталия», которая была подарена императором Павлом I фрейлине Анне Лопухиной 13 августа 1799 года в день ее помолвки с князем Павлом Гагариным. Старший научный сотрудник хранитель фонда «Особая кладовая» Рифат Гафифуллин показал оборотную сторону иконы, где от руки офицером императорской гвардии Татищевым написано: «1799. В доме Лопухиной постановлено Павлом Петровичем августа 13 дня».

На выставке представлены и шедевры русских вышивальщиц — стихарь, облачение на престол, пелена на аналой.

Домовая церковь Павловского дворца.

Павловск — хорошая школа для каждого музейщика

А потом мы наконец-то встретились с нынешней главой музея-заповедника «Павловск» Верой Дементьевой (на фото), экс-председателем петербургского КГИОП. Разговор был долгим и интересным. Вера Анатольевна честно призналась, что соскучилась по общению с журналистами и рада видеть знакомые лица.

Вера Дементьева рассказала, что «начала свою деятельность с изгнания торговцев из музейных залов и в ближайший сезон намерена уничтожить туалеты на выгребных ямах на территории исторического парка».

«Ларьки располагались прямо в исторических залах, например в Тронном торговал ларек, который платил аренду 10 тысяч рублей в год. Хранители дворца оценили мои действия положительно», — сказала Вера Анатольевна.

Евангелие, украшенное драгоценными камнями.

Она сообщила, что «осуществила контроль за платежами — чтобы все они шли через музейную бухгалтерию, возрожден технический совет музея-заповедника, который определяет, на какие цели музей тратит самостоятельно заработанные деньги».

В 2011 году музей самостоятельно заработал 95 млн. рублей. «Но с учетом выявленных нарушений я бы прибавила к заработанным 6 — 7 миллионов», — уточнила Вера Дементьева.

«Мало хорошего» выявил и аудит, проведенный по просьбе Дементьевой по итогам 9 месяцев 2011 года: проверка выявила выписанные физическим лицам премии в размере около 300 тысяч рублей. «Таких случаев четыре-пять, это порядка 1 млн. 400 тыс. рублей, я поставила вопрос, чтобы эти деньги были возвращены музею, — сказала Вера Анатольевна. — Лично для меня Павловск, как и для каждого музейщика, является школой. По Павловску учились — научным методикам воссоздания и реставрации, научной обработке и учету. Могу смело утверждать, что для поколений музейщиков Павловск по своей значимости в музейном деле был настоящим, как это принято говорить теперь, музеем влияния».

«Впервые в жизни в Павловске я буду развивать женскую тему, — продолжила Вера Дементьева, — здесь все сделано мужчинами, но идеологи тут — женщины».

 

Фото автора
↑ Наверх