Вера Дементьева начала с изгнания торговцев из дворца
А в ближайшее время новый директор Павловского музея-заповедника пообещала уничтожить туалеты на выгребных ямах
Павловский парк почти пуст — редкие гуляющие, совсем не много туристов, которые специально приехали сюда, чтобы увидеть «Павловск холмистый». Корреспондент «ВП» побывала в Павловске, чтобы увидеть знаменитую Галерею Гонзаго — отреставрированную, без лесов.
Потом по каменной винтовой лестнице мы спускаемся туда. Павловский дворец начали восстанавливать после войны именно с этого помещения… Хотя, как говорит главный хранитель фондов ГМЗ «Павловск», восстанавливали и воссоздавали «с оглядкой» на идеологию. К примеру, бархатное покрытие с золотым шитьем лишь недавно появилось на перилах хоров.
Галерея Гонзаго. Наконец-то отреставрировали!
Ныне в помещении домового храма открыта уникальная выставка, попасть на которую можно по предварительной записи, — здесь выставлены подлинные церковное облачение и церковная утварь. Некоторые предметы изготовлены в 1798 году по заказу императорского двора специально для этой церкви в мастерской придворного ювелира Буха по рисункам выдающегося архитектора Матвея Казакова. В России сохранилось всего около 30 предметов работы Буха. Специально для журналистов вынули из витрины драгоценное Евангелие напрестольное, украшенное серебром и золочением, альмадинами, сапфирами, аквамаринами, с эмалевыми дробницами работы знаменитого Евреинова. А вот икона «Святые мученики Адриан и Наталия», которая была подарена императором Павлом I фрейлине Анне Лопухиной 13 августа 1799 года в день ее помолвки с князем Павлом Гагариным. Старший научный сотрудник хранитель фонда «Особая кладовая» Рифат Гафифуллин показал оборотную сторону иконы, где от руки офицером императорской гвардии Татищевым написано: «1799. В доме Лопухиной постановлено Павлом Петровичем августа 13 дня».
На выставке представлены и шедевры русских вышивальщиц — стихарь, облачение на престол, пелена на аналой.
Домовая церковь Павловского дворца.
Павловск — хорошая школа для каждого музейщика
А потом мы наконец-то встретились с нынешней главой музея-заповедника «Павловск» Верой Дементьевой (на фото), экс-председателем петербургского КГИОП. Разговор был долгим и интересным. Вера Анатольевна честно призналась, что соскучилась по общению с журналистами и рада видеть знакомые лица.
Вера Дементьева рассказала, что «начала свою деятельность с изгнания торговцев из музейных залов и в ближайший сезон намерена уничтожить туалеты на выгребных ямах на территории исторического парка».
«Ларьки располагались прямо в исторических залах, например в Тронном торговал ларек, который платил аренду 10 тысяч рублей в год. Хранители дворца оценили мои действия положительно», — сказала Вера Анатольевна.
Евангелие, украшенное драгоценными камнями.
В 2011 году музей самостоятельно заработал 95 млн. рублей. «Но с учетом выявленных нарушений я бы прибавила к заработанным 6 — 7 миллионов», — уточнила Вера Дементьева.
«Мало хорошего» выявил и аудит, проведенный по просьбе Дементьевой по итогам 9 месяцев 2011 года: проверка выявила выписанные физическим лицам премии в размере около 300 тысяч рублей. «Таких случаев четыре-пять, это порядка 1 млн. 400 тыс. рублей, я поставила вопрос, чтобы эти деньги были возвращены музею, — сказала Вера Анатольевна. — Лично для меня Павловск, как и для каждого музейщика, является школой. По Павловску учились — научным методикам воссоздания и реставрации, научной обработке и учету. Могу смело утверждать, что для поколений музейщиков Павловск по своей значимости в музейном деле был настоящим, как это принято говорить теперь, музеем влияния».
«Впервые в жизни в Павловске я буду развивать женскую тему, — продолжила Вера Дементьева, — здесь все сделано мужчинами, но идеологи тут — женщины».
Фото автора