Вернуть «философский пароход»
Завтра, 21 ноября, открываются ставшие уже традиционными Дни философии в Петербурге
Философия как культурный феномен существует более трех тысячелетий. Менялись во времени ее статус и значение: она побывала в роли «достойного занятия достойных людей» в античности, служанки церкви в Средневековье, локомотивом науки в Новое время, идейной основой переустройства общества и поисков смысла человеческой жизни в истории новейшей. На ее ниве трудились великие умы, оставившие самые громкие имена на скрижалях интеллектуальной истории человечества.
Во все времена отношение к философии различных слоев населения было разным — от полнейшего неведения до глубокого преклонения. Особую ось составляли отношения между философией и властью. Просвещенные могущественные государи с ней дружили, отмечая философов своей благосклонностью, иные использовали ее для обоснования и легитимации своего правления, а иногда ее представителей подвергали гонениям, подменяя вдумчивую и глубокую философскую мысль политическими лозунгами и суррогатами.
В 2002 году ЮНЕСКО в знак признания ценности и заслуг философии в истории человечества объявило третий четверг ноября Днем философии. Вряд ли кто-то отважится назвать это ненужным или неважным. Ибо разработка «вечных» философских проблем обеспечивает и отдельному человеку, и стране, и государству осмысленный образ жизни. Как писал великий французский ученый Декарт: «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».
В России философия имеет совсем не тысячелетнюю историю. Но по накалу страстей и драматизму развития она значительно опережает другие страны. Многие в нашей стране знают о «философском пароходе», на котором в 1922 году советская власть отправила в изгнание практически всех ведущих философов России того времени. И 70 лет за «железным занавесом» не прошли бесследно: теперь наша отечественная философия находится в позиции догоняющего. Она стремится освоить то, что наработали и накопили за эти годы философы всего мира.
Преодоление возникшего разрыва в развитии российской философии сегодня — актуальнейшая задача для нашей страны. Об этом свидетельствует, например, поиск национальной идеи, по сей день не имеющий результата, несмотря на 20-летние старания. Не очень успешна у нас и борьба за свои национальные ценности и смыслы, особенно за умы ныне подрастающего поколения, которая очень важна сегодня, когда во всем мире идет жестокая конкуренция за ценностно-смысловое пространство, а вместе с ним — государственно-политическое устройство и судьбу планеты.
Вспомним в этой связи великого русского мыслителя Петра Чаадаева, утверждавшего: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству».
По-разному отмечается День философии в мире. Санкт-Петербург в этом отношении дает уникальный пример. Здесь Дни философии длятся три дня, а с 2009 года они законодательно внесены в число городских праздников. Побывавший на Днях философии в Северной столице Питер Франк, внук известного русского философа начала ХХ века Семена Франка, с глубоким уважением отметил, что нигде в Европе он ничего подобного не встречал.
Важно, что именно Петербург демонстрирует новую культуру отношений власти и философии, в том числе способствуя становлению и развитию гражданского общества в России. На проходившем недавно в городе Международном культурном форуме министр культуры Владимир Мединский назвал Петербург культурным центром планеты. Дни философии в Петербурге вносят в этот почетный статус свою посильную лепту. Достаточно привести лишь названия Дней философии предыдущих лет: 2010 год — «Будущее России: стратегии философского осмысления»; 2011 год — «Ценностные миры современного человечества»; 2012 год — «Философия и образование в современном мире»; тема нынешняя — «Философия познания и творчество жизни».
В Петербурге существует несколько отделений Российского философского общества, которые ведут большую работу на регулярной основе, и не только в Дни философии. Они проводят научные семинары и конференции, издают монографии, альманахи, журналы. Но идейным и организационным центром был и остается Санкт-Петербургский государственный университет.
Традиционно участники Дней философии возлагают цветы к памятному камню, установленному в 2002 году на Университетской набережной Невы, от которой когда-то отправился за границу «философский пароход», в надежде на то, что у той истории не будет повторения. Что «философский пароход» навсегда вернулся в Россию как раз через культурную столицу — Санкт-Петербург.
Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.
Метки: СМИ Про Петербург Народное образование
Важно: Правила перепоста материалов