Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 декабря 2024

Снег плавят при 20 градусах тепла

Корреспонденты «ВП» изучили схему работы снегоплавилен

Говорят, снегоплавильни бывают стационарные и мобильные. Говорят, скоро они по всему городу будут стоять и плавить снег. Говорят, что от них один вред. Что испарения от плавящегося снега такие, что жить рядом с ними нельзя. И что лучше бы в реки сбрасывали...

Ни на одном объекте белого снега мы так и не увидели.

Снег с поребриками
Одевшись потеплее, корреспонденты «ВП» отправились знакомиться с работой чудо-агрегата. Первой была стационарная снегоплавильня на Рижском проспекте. Большой полигон. Осадки сейчас выпадают в умеренном количестве, поэтому полигон — чистый. «КамАЗы» подъезжают с периодичностью в двадцать минут, сбрасывают снег на решетку снегоплавильни, а погрузчик ковшом этот снег сквозь нее проталкивает.
Дежурный в этот день работал очень ответственный. У одного водителя номер на путевом талоне был замазан белой краской. Так дежурный его не пустил, сказал, езжайте к снегоуборщикам за новым талоном. Потом объяснил, что боится что-то сделать неправильно, — весь процесс снимается на камеру. Видно, кто въезжает и что сбрасывает. И это видео сразу транслируется в Интернет.

Потом мы поехали на снегоприемный пункт на Обводном канале. Это забетонированная площадь, оборудованная очистными сооружениями. То есть это не просто место для складирования снега. А вчера там еще работала мобильная снегоплавильня. Как нам объяснили, ожидаются большие снегопады, поэтому решено оперативно освободить снегоприемный пункт для ожидающихся объемов. Потому что в прошлом году, например, валило так, что весь снегоприемный пункт оказался забит снегом буквально за неделю.

Мобильная снегоплавильня плавит очень быстро. Вот бульдозер бросил в нее кучу снега, и та буквально на глазах начала опускаться, а из трубы в очистную систему полилась вода. Наверху стоял рабочий с лопатой и в респираторе. Спросили — ядовитые испарения? Нет, говорит, это пар. Поднялись к нему. Дышать трудно. Рабочий объяснил, что снегоплавильный процесс с нагревом воды до 20 градусов буквально съедает кислород. Поэтому долго на этой площадке не выстоишь.

Если горелки запущены на полную мощность, находиться рядом с ними невозможно.

Внизу бульдозер совершал странные маневры. Взяв ковшом снег, он сначала сбрасывал его на бетон, а потом подбирал опять. Рабочие объяснили, что так снег проверяют на лишний мусор. Иногда ведь его привозят и с поребриками, а попади такой в снегоплавильню, она может сломаться.

А в Скандинавии снег сбрасывают в реки
Появилось много вопросов. И мы попросили ответить на них начальника отдела комплексной уборки городского комитета по благоустройству Вадима Мизюкина.

— Так почему все-таки снег — не в реки?
— В советские времена так, собственно, и было. Были спуски на набережной Робеспьера, на Октябрьской набережной. Оттуда самосвалами все сбрасывалось в Неву. Потом ледокол проламывал лед, и снег уплывал в акваторию Финского залива. Или Обводный канал заваливался снегом до ограды так, что люди ходили по нему как по улице. Таким образом в некоторые годы утилизировалось до 25 миллионов кубометров снега. Кстати, в Скандинавских странах до сих пор так и делают. У нас же в 1993 году вышли Водный кодекс РФ и новые СНиПы, которыми такая технология запрещается. Основной загрязнитель у нас — автомобили, и 90 процентов всех примесей в нашем снегу — от машин.

— Но что-то я не помню снегоплавилен в 1993 году…
— Их и не было. Снег свозили и складировали на доступных пустырях. Потом город начал застраиваться. И сейчас, могу сказать, пустырей практически не осталось. Поэтому в 2003 году была разработана новая программа создания объектов снегоудаления, в том числе и на коллекторах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Хотя обсуждали разные варианты. ТЭЦ были готовы отдать нам излишки тепла со своих сетей. Но юристы остановили. ТЭЦ — это хозяйствующий субъект, и у него надо покупать. Поэтому коллекторы. Но это не наше ноу-хау. Москва давно так делает. Технология простая. От трубы коллектора отходит рукав, который через несколько десятков метров опять соединяется с коллектором. Зимой основная нить перекрывается. И стоки протекают по рукаву, в который через решетки, выходящие на поверхность, сбрасывается снег. Вода топит и уносит снег на очистные сооружения.

— Все гениальное просто!
— Ну не все так просто. Например, вода по московским коллекторам идет не постоянным потоком, а когда ею пользуются жители. В основном по утрам и вечерам. Поэтому иногда снег там застаивается. Иногда коллектор забивается мусором. Тогда стоки приходится возвращать в основной коллектор, а рукав чистить.

Коллектор в Петербурге — как метро
— Но это ведь рядовой и, наверное, учтенный проектом аспект. Так почему бы у нас такой не сделать?
— Есть проблема. В Москве коллектор находится близко к поверхности. А в Петербурге коллектор, как и метро, — глубокого залегания. Наши основные тоннели пробиваются с помощью горнопроходческих щитов. Мы с 2003 года искали места, где можно сделать снегоплавильни по типу московских. Нашли только одно место. Поэтому была предложена другая технология, учитывающая принцип устройства петербургских коллекторов. По ним сточные воды текут самотеком — то есть тоннели построены с наклоном. Но в какой-то момент глубже уже вести нитку тоннеля нельзя. Там стоит насосная станция, которая поднимает сточные воды наверх, перенаправляя их на новый наклонный участок. И именно в таком месте мы решили ставить снегоплавильную камеру, где снег топится сточными водами и стоки снова направляются в коллектор.

Под землей грязная вода идет на локальные очистные сооружения.

— Вы говорите о 2003 годе. А сейчас у нас только одна стационарная снегоплавильная камера. На Рижском проспекте. Она, если я не ошибаюсь, была открыта в 2010 году.
— Да. А теперь представьте, это место мы определили в 2005 году. И до 2010 года, пять лет, шли проектные работы и строительство. Инженерам приходилось решать задачи, связанные с обустройством приемной камеры. Также снег несет с собой много мусора. Поэтому была разработана локальная система очистки. Так что это были не просто проектные работы, а создание новой технологии.

— А сколько городу по минимуму нужно таких снегоплавилен?
— Прошлой зимой нами было утилизировано 16 миллионов кубометров снега. Такая камера, как на Рижском проспекте, может растопить за сезон около миллиона. Как видите, нужно еще не менее 15. Их строительство и запланировано на ближайшие два года.

— А куда сейчас основная масса снега идет?
— На специальные снегоприемные пункты. Их сейчас четыре. Это бетонированные площадки, на которых опять же устроены специальные системы локальной очистки, и стоки тающего снега направляются в городскую канализацию. Кроме того, сейчас в нашем распоряжении 10 мобильных снегоплавильных установок, они нам сильно помогают — могут плавить до 3000 кубометров снега в сутки каждая. Их легко можно перемещать по городу, но надо ставить рядом с коллектором. Для их размещения определено 150 мест.

— Сейчас снегоплавильни обсуждают все. В том числе и экологи. И отнюдь не позитивно…
— Утилизация снега с помощью снегоплавильной камеры или мобильной снегоплавильной установки — самый экологически безопасный способ, так как имеет замкнутый цикл. Топление снега происходит сточными водами в закрытой камере, все загрязнения собираются в локальных очистных сооружениях и по окончании работ вывозятся на мусорные полигоны. В стационарной камере очистные сооружения очень вместительные. Их хватило на всю прошлую зиму. И чистили их уже весной. Кроме того, стационарные камеры не требуют привлечения дополнительных источников энергии, что отвечает современным требованиям энергосбережения.

Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх