Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Весь спектр жизни — от отчаяния до надежды

В Балтийском медиа-центре открылась фотовыставка «Пространство неравнодушных», организованная благотворительным фондом «Диакония» при поддержке администрации Петербурга в рамках программы «Толерантность»

— Наш фонд уже несколько лет занимается поддержкой христианского социального служения, — объясняет Игорь Пескарев, программный директор благотворительного фонда «Диакония». — Наши учредители — основные христианские конфессии: православная, католическая и лютеранская. Фонд реализует такие проекты, как поддержка ВИЧ-инфицированных людей, реабилитация и социальная адаптация наркозависимых, помощь бездомным.

Говоря формально, на выставке представлены работы непрофессиональных фотографов — волонтеров из некоммерческих организаций: православного «Общества святителя Иоасафа», католического благотворительного центра «Каритас», представителей лютеранской «Церкви Ингрии» и других обществ... Фиксация социальной работы этих организаций на фотопленку.

Говоря по существу, это путешествие в мир тех, кого в нашей стране всегда жальче всего — больных детей и пожилых беспомощных людей, которым помогают волонтеры. Тут есть весь спектр жизни: от отчаяния до надежды.

«Неравнодушными» здесь оказываются в первую очередь сами авторы — волонтеры благотворительных организаций. Но в какой-то слабой мере этому неравнодушию становимся сопричастны и мы, зрители. Потому что нельзя оставаться равнодушным, глядя в глаза тех, кто страдает сильнее других.

Собственно, проделав эту работу, волонтеры помогли и нам — всем остальным. Потому что прививка неравнодушия и милосердия — это то лекарство, которое сейчас нужнее всего нашему обществу. Любое напоминание об этом, а тем более такое сильное и живое — это шаг к выздоровлению.

— Я хочу поблагодарить волонтеров, которые сделали эти фотографии и подготовили подписи к ним, вложив туда некое послание, — говорит руководитель пиар-службы фонда «Диакония» Наталья Чередниченко. — Мы здесь хотели показать не только нужды и проблемы больных детей и пожилых людей. Мы хотели напомнить, что культура добровольческой помощи — важный аспект в жизни любого общества. И нам этой выставкой хотелось внести свой вклад в возрождение культуры волонтерства в России.

— Эти фотографии собирались несколько лет. В сущности, это было просто постоянное фиксирование нашей работы, мы не задумывались первоначально о выставке, — рассказывает Александра Тихая, фотограф, волонтер из «Общества святителя Иоасафа».

— А чем вы занялись раньше — фотографией или волонтерством?
— Сложно сказать. Еще когда я училась в школе, мне была интересна фотография. Потом я сама заболела и очень долго, несколько лет лежала в этой же детской инфекционной больнице №3. За время своего лечения я познакомилась с этой организацией, очень с волонтерами подружилась и решила, что хочу делать то же самое, что и они. Когда у меня появилась такая возможность, я пришла к ним. И продолжила фотографировать — а материал там был богатый.

— А чем бывают больны дети, с которыми вы работаете?
— Воспалительные заболевания, например. Туберкулез, с которым дети лежат в больнице от нескольких месяцев до нескольких лет. Конечно, годы в больнице — это очень долго.

— В ваше движение приходят новые люди?
— Да, но это происходит по-разному. Таких случаев, как мой, всего два. Похожая история была у Андрея Пушкина, который тоже здесь выставляется. Приходят наши знакомые, те, кто узнают про нас через сарафанное радио… Очень много было иностранцев-волонтеров. Они, если честно, меньше боятся инфекции. Наши очень переживают по этому поводу — хотя, если соблюдать меры предосторожности, ничего страшного не случится. Медперсонал в таких учреждениях работает годами. Хотя наших людей тоже много. Некоторые приходят на один раз. Другие участвуют годами, что очень радостно.

— Насколько я понимаю, за границей культура волонтерства вообще сильнее развита?
— У них это практикуется уже много лет. У нас начало развиваться лишь в 90-е годы и только сейчас достигло какого-то уровня.

— Какие обязанности выполняют волонтеры?
— Очень разные. Иногда надо развлечь ребят, поиграть с ними, позаниматься. Все зависит от того, что умеет волонтер. Мы готовим людей — рассказываем, как себя лучше вести, чего делать нельзя, объясняем правила гигиены. Многое становится понятно просто в процессе — я училась у более опытных коллег.

— А религиозная составляющая в вашей работе присутствует в какой мере?
— У нас есть часовня на территории больницы. Туда мы водим ребят, которые хотят туда ходить, и только с согласия родителей. Отделение смешанное — там есть и неверующие, и мусульмане, и буддисты лежали. Если родители разрешают — мы знакомим их с этой культурой. Если есть интерес — общаемся на эту тему. Специально мы ничего никому не навязываем. И волонтеры тоже могут приходить из разных конфессий. Люди же все разные. Мы приглашаем всех приходить к нам.

— Лишние руки всегда нужны?
— Сердца, прежде всего.

— Много сил это отнимает?
— С одной стороны — дети активные, сильные существа. Если им ничего не отдавать — ничего не получится. С другой — к тебе возвращается такая огромная эмоциональная отдача, что любая усталость быстро восстанавливается.

— Я тоже работаю волонтером при детской больнице. С Александрой мы пришли в движение примерно в одно время, шесть лет назад. До этого я сам лежал в больнице около года, и там познакомился с волонтерами, — говорит волонтер Андрей Пушкин. — Изначально я занимался волонтерством немного — приходил раза два в неделю. Сейчас практически все свободное время я провожу на отделении с детьми.

— А на какую-то другую жизнь хватает времени?
— Времени хватает на все. Еще я учусь на сурдопедагога в Университете Герцена. Недавно у нас как раз было два ребенка с нарушениями слуха. Но вообще у нас нет определенной направленности: бывают дети из разных слоев, разных семей, с нарушениями или без. К счастью, практически со всеми нашими подопечными все заканчивается хорошо. Туберкулез лечат успешно.

— А как они общаются друг с другом?
— Это целый маленький мир со своими перипетиями. Ведь они там лежат очень долго. Четыре стены и сорок детей… За эти шесть лет сменилось в их жизни столько направлений. И они растут.

— Какими они вырастают? Как формирует эта среда?
— Отдельно от больницы у нас существует клуб «Китеж-град». Туда приходят уже выписавшиеся дети. Рассказывают, как они строят свою жизнь. Они хорошо понимают, что есть вещи более важные, чем деньги, успех и все тому подобное.

Добавим, что выставка «Пространство неравнодушных» продлится в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском, 67, до 20 октября. С 21 октября по 10 ноября ее можно будет увидеть в выставочном зале при Лютеранской церкви Св. Петра (Невский пр., 22 — 24), 11 ноября выставка переедет в стены социологического факультета Университета им. Герцена (наб. р. Мойки, 48), а со 2 по 22 декабря она будет представлена в Институте психологии и социальной работы (12-я линия В. О., 13, лит. А).

↑ Наверх