Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Веселися, храбрый росс

В декабре отметила свой третий день рождения Капелла «Таврическая»

Это музыкальное содружество, которое, как объясняют организаторы, «создано по образу и подобию коллектива, служившего некогда светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину».


Капелла состоит сразу из нескольких независимых фракций: оркестр Капеллы «Таврическая» под управлением дирижера Михаила Голикова, Российский роговой оркестр, Молодежный камерный хор «Петербургские голоса», ансамбль «Солисты Екатерины Великой», специализирующийся на аутентичном пении XVIII века, и «Град-квартет» — ансамбль народных инструментов. Все они слились, издавая, как хорошо сказал Пушкин, «гремучий непрерывный звон», очень в духе бравурного, оптимистичного, несколько помпезного искусства екатерининского времени.

Алену Петрову (на фото), генерального директора компании «Арт-Ассамблеи», можно назвать одной из «мам» Капеллы, ведь именно эта компания учредила «Таврическую» три года назад.

— Ваш коллектив еще так молод, что позволительно спросить: как это все началось? Что было с самого начала?
— Понимаете, мы очень любим Таврический дворец и романтическую историю его возникновения. Князь Потемкин строил его, как известно, во имя любви к Екатерине II. Он был во всех смыслах слова большим человеком — и государственным деятелем, и деятелем культуры, и меценатом, свидетельством чего служит и его Капелла.

В 2009 году исполнилось 220 лет Таврическому дворцу. И мы обратились к Межпарламентской ассамблее государств—участников СНГ с тем, чтобы возродить этот коллектив в том виде, в каком он был при светлейшем князе. И коллектив получился интернациональный: у нас много музыкантов из разных бывших республик Советского Союза. Сейчас костяк команды уже сформировался. Ребята притерлись друг к другу. И получилось творческое содружество музыкантов. Вместе в оркестре, хоре и ансамбле — до 200 человек. И все коллективы, составляющие Капеллу, помогают друг другу. По-моему, это уникальное событие для России, когда такое огромное количество музыкантов дружит между собой. Не то что не ставят палки в колеса — а вместе делают насыщенные, интересные программы. Проводят благотворительные мастер-классы. Капелла выступает и за рубежом. Например, мы выступали в Версале, на «Русской неделе» в Канне, в Баден-Бадене, в Голландии...

Самое тут уникальное — это то, что Совет Европы пригласил Капеллу выступить в Страсбурге, в зале пленарных заседаний Совета Европы. Зал, конечно, совершенно неподготовленный для симфонического концерта. Но это первый случай в истории, когда русский оркестр представлял в таком месте русскую музыку. Дипломаты, послы разных стран приветствовали нас стоя. Сейчас нас снова пригласили выступить в Страсбурге — на этот раз в зале Европейского суда по правам человека, для судей. Такая вот получается культурная экспансия.

На концерте в честь дня рождения Капеллы сам дирижер Михаил Голиков отплясывал за пультом, что твой танцор фламенко

Я считаю, это говорит о том, что мы всё делаем не зря. Трудностей, конечно, тоже много...

— А какая главная трудность?
— Ну, это не трудности в художественном плане — ребята молодцы, они очень стараются, много репетируют. Неудобно говорить, но проблемы в основном финансовые. Оркестр постоянно нуждается в инструментах, репетиционных помещениях. Пока еще государственной поддержки коллектив не имеет. Он существует при помощи людей благородных, которые понимают, что надо Капеллу поддерживать.

Как-то мы играли в городе Апатиты. Там ситуация катастрофическая. Мы выяснили, что там выросло поколение людей, которые никогда в жизни не слышали симфонического оркестра. Но это, если подумать, общероссийская беда. Потом нам звонил оттуда директор местной музыкальной школы. Сказал: «Вы не представляете, какое произвели впечатление. Дети начали рваться в мою школу!» Я сама музыкант по образованию, пианистка, музыковед. Мне понятны его проблемы. Поэтому я очень рада, что мы собрали такое количество наших талантливых ребят, которым помогаем реализоваться.

Я очень рада, что Михаил Голиков, дирижер и художественный руководитель Капеллы, создал такой сильный коллектив. Он стал его «папой», без него Капеллы не существовало бы. Кроме того, он всегда с большим вкусом составляет репертуар. Играем и современных композиторов, и классику, и в джазовых проектах с Игорем Бутманом участвуем... Задачи играть только произведения екатерининского времени не было. Хотелось стать универсальным коллективом.

Кое-что об истории прежней Капеллы рассказал художественный руководитель и главный дирижер Михаил Голиков:

— Информацию о потемкинской Капелле мы почерпнули из тех сочинений, которые нашлись в архивах Таврического дворца. А еще у Державина есть целая ода, описание торжественного вечера князя Потемкина. Там очень подробно описано, что исполнялось в программе, какой был церемониал, где сидела императрица, какую музыку она любила... Гаврила Романович достоверно нам дал почувствовать, какой тут был размах.

— Участники Капеллы — это были не крепостные Потемкина?
— Нет. Это были вольные люди из первых придворных певческих коллективов. Уже был известен Бортнянский со своей капеллой. Русские роговые музыканты тоже уже имелись. А кроме того, огромные деньги тратились на приглашенных музыкантов из-за рубежа — из Италии и Германии. Вот и мы решили создать международный коллектив, вторя той истории, которая происходила тут более двух столетий тому назад.

— Вы чуть раньше сказали о «размахе». А на что бы вам хотелось замахнуться в ближайшее время?
— Мне бы очень хотелось совместить те жанры, которые комбинировались в Капелле у князя Потемкина: театр, музыку и балет. Сохранились ноты некоторых из этих музыкальных спектаклей, и их можно восстановить. Мы даже уже начали некоторую работу по реконструкции — правда, не афишируем это раньше времени.

А еще я предложил молодым композиторам создать что-нибудь новое в этом жанре. Реконструировать что-то всегда успеем. Но ведь мы живем в XXI веке, нам нужно выражать мысли современных людей. Как Сергей Михайлович Слонимский с его приветственным кантом Капелле, премьера которого прозвучала сегодня. Это ведь в своем роде стилизация под XVIII век. Но в то же время — это совершенно органично легло на стиль Сергея Михайловича и воплотило его ощущения от наших вечеров в Таврическом дворце.

Фото предоставлены пресс-службой Капеллы «Таврическая»
↑ Наверх