Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Веселый и бесстрашный человек

Ученики вспоминали Бориса Зона

Великих актеров создают природа или Бог — а взращивают их великие педагоги. Имена некоторых мы помним — Станиславский, Мейерхольд... А о других позабыли. К счастью, сами ученики не забывают своих учителей. 

 

17 мая в Музее театрального и музыкального искусства прошла закрытая творческая встреча, посвященная памяти Бориса Вольфовича Зона — одного из создателей Ленинградского ТЮЗа, ученика Станиславского и Комиссаржевского. Для него написал восемь своих пьес Евгений Шварц.

Борис Вольфович воспитал множество талантов. Достаточно сказать, что он был учителем Льва Додина, Леонида Мозгового, Сергея Надпорожского, Натальи Теняковой, Эммануила Виторгана, Алисы Фрейндлих, Зинаиды Шарко, Зиновия Корогодского, Николая Трофимова, Павла Кадочникова... Под его руководством начинали свою работу на сцене Борис Чирков и Николай Черкасов.

И многие из учеников были здесь. В президиуме сидели Лев Додин, Леонид Мозговой и Алиса Фрейндлих, ну а зал был просто полон зоновцев, которые один за другим выходили и вспоминали вслух об учителе. Тут не звучало какого-то подробного биографического резюме по пунктам — рассказывали просто отрывки, воспоминания о диалогах, о встречах. Большинству тех, кто слушал, не нужно было ничего объяснять.

— Меня он, конечно, поразил, — рассказал Григорий Острин, артист Театра «Современник». — Я приехал из деревни поступать... И вдруг увидел этого роскошного человека в костюме. Он был очень веселый человек! И бесстрашный. Все боялись чиновников, не могли изжить в себе этого страха. Но такой человек, как Борис Вольфович, не может бояться. Потом начался вообще ужас, начались преследования за космополитизм. Бориса Вольфовича уволили из Театрального. Его друг Агамирзян написал в газете: «Наконец-то институт освободился от таких педагогов, как Зон, Кацман...» Потом Борис Вольфович, восстановившись, взял его к себе ассистентом. Представляете? А я его видел в этот период: он ходил в заштопанном костюме. Два года Борис Вольфович не мог работать.

Лев Додин, Алиса Фрейндлих и Леонид Мозговой не просто учились у Бориса Зона — они получили вектор движения в пространстве искусства.

Почему именно сейчас собрались, чтобы вспомнить о великом педагоге? Поводом стал недавно вышедший сборник «Школа Бориса Зона. Уроки актерского мастерства и режиссуры». О том, что содержится в книге, рассказал мне заслуженный артист России Леонид Мозговой:

— Первая часть — сборник интервью со мной, с Алисой Бруновной, с Зинаидой Шарко. Успели сделать с Николаем Трофимовым. Конечно, все это — воспоминания о Зоне. А вторая часть книги — собственный архив Бориса Вольфовича. Он блистательно пишет о Станиславском, о том, как учился с Анатолием Кторовым... Там и письма, и дневники, и редчайшие фотографии.

Я не мог не спросить Леонида Павловича:

— В чем главное значение Бориса Зона для современного театра? Что он передал в настоящее?

— Он воспринял Станиславского. Понял, что надо играть не штампованно, а раскрывать природу актера. Что главное на сцене? Быть естественным во всем. И лучшие из его произведений — это Алиса Фрейндлих, Эмма Попова... Он сумел их раскрыть. К кому сегодня ни обратишься — во всех сохраняется любовь к Борису Вольфовичу. В нем был какой-то аристократизм духа, который люди не забывают.

А Лев Додин добавил: 

— Я думаю, что он сумел сохранить и передать дальше вкус непосредственной, настоящей жизни на сцене. Каждого малейшего изгиба этой жизни. И вкус живой человеческой индивидуальности. Он удивительно умел разгадывать эти индивидуальности, хранить, ценить и развивать их. Конечно, тут есть очень много от уроков Станиславского — но есть здесь и его собственный дар, который Борис Вольфович даже иногда преуменьшал, преклоняясь перед великим учителем.

Федор ДУБШАН. Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх