Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Весной в Петербурге пройдет солнечная регата

Ученые-спортсмены будут гоняться на лодках, которые приводятся в движение солнечными батареями

Следующей весной в Петербурге пройдет уникальная экологическая акция «Солнечная регата» — гонки лодок на солнечных батареях. В июле такие соревнования проходили в Москве. В них участвовали девять катеров на солнечных батареях, созданных сотрудниками ведущих научных институтов и студентами технических вузов страны. В минувшую пятницу студенты Политехнического университета, члены секции технического яхтинга, на Стрелке Васильевского острова показали петербуржцам свой катер, который будет участвовать в майской регате. Корреспондент «ВП» побывал на презентации.

Практически все место на тримаране занимают солнечные батареи.

Катер оказался тримараном — корпус для рулевого и поплавки. Практически все место на нем занимают солнечные батареи. Они подсоединены к специальному аккумулятору. Созданный в Новосибирске, он может заряжаться только от солнечных батарей. От аккумулятора энергия уже подается на двигатель.

Как рассказала корреспонденту «ВП» соруководитель секции технического яхтинга Ирина Болотова, этот катер — не единственный проект секции:

— У нас занимаются около двухсот человек. Они разделены на инициативные группы, и каждая ведет свой проект. По четвергам у нас лекции, по выходным практика. Мы базируемся в яхт-клубе Кронштадта. Летом ходим на яхтах, зимой — на буерах. Изучаем гидроаэродинамику. Лекции читают наши руководители — мастер спорта по буерам Владимир Кантор и судостроитель Владимир Алексеев. Одна группа пытается развивать скорость на судах с помощью широтной импульсной модуляции. А я разрабатываю автоматическую систему управления парусной яхтой — такелажем, парусами. Для этой лодки на солнечных батареях я работала над контроллером заряда-разряда батареи. Но многое мы можем испытывать только на маленьких моделях. Нам нужны спонсоры. В Европе такие секции поддерживают соответствующие предприятия. Например, судостроительные компании. Это выгодно. Компании таким образом подбирают себе специалистов. Но мы пока надеемся только на свои силы.

Ирина пригласила корреспондента «ВП» прокатиться на чудо-лодке. Рассчитана она на одного человека, но, несмотря на пасмурную погоду, спокойно тянула нас вдвоем. Основное место на ней занимают солнечные панели. Они достаточно большие. Но специалисты уверяют, что с каждым годом КПД батарей растет и это дает надежду, что скоро такие суда могут стать компактными.

При выходе на берег корреспондент «ВП» пообщался с председателем оргкомитета регаты Евгением Казановым. Евгений рассказал, что такие регаты уже почти 20 лет проводятся в Калифорнии и в Голландии:

— В Голландии это настоящая регата. Длится двое суток. А в Калифорнии — кольцевые гонки по глади озера. Их финансирует компания вроде нашего «Водоканала», которая тратит огромные деньги на очистку вод и пропагандирует экологические технологии ради чистоты воды. У нас первые соревнования прошли в июле в Москве.

Идея проведения регаты возникла у выпускников Московской школы управления Сколково. И следующий этап после проведения регаты — запустить производство катеров на солнечных батареях. Тем более, объясняет Евгений, потенциал есть:

— Аккумуляторы уже делает Новосибирск, хорошие корпусники есть в Петербурге, солнечные панели делают в Нижнем Новгороде и Чебоксарах.

Так что, возможно, через несколько лет такие лодки можно будет уже купить в магазинах.

↑ Наверх