Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Веста — ведь это Земля: при обеих огонь негасимый…»

Корреспондент «ВП» побывала на генеральной репетиции оперы «Весталка», представление которой прошло во дворе Капеллы, завершив I Международный музыкальный фестиваль «Петербург — Рим. Время столиц».

По набережной Мойки шла высокая красивая женщина в модном длинном платье с высоким разрезом. Она свернула во двор Капеллы, где должна была пройти репетиция. С радостным криком «Сидоренко!» к ней бросился самый известный после Джулиано ди Капуа петербургский итальянец — дирижер Фабио Мастранжело. Заслуженная артистка России известная певица Галина Сидоренко исполняет в «Весталке» роль Верховной жрицы — женщины жесткой до жестокости и бескомпромиссной.

От Зимнего дворца к Капелле тянулась вереница одетых в черное, несмотря на жару, музыкантов Оркестра Государственного Эрмитажа. Все они бережно несли футляры со скрипками и виолончелями.
На сцене уже стояли декорации: панно с черно-белой архитектурной графикой с изображением капителей коринфского ордера. По двору бродили фигуры, облаченные в светлые балахоны а-ля ранняя Пугачева, из-под которых выглядывали джинсы и кроссовки. Это хористы примеряли костюмы, которые должны были символизировать римские тоги. Два тенора — итальянец Леонардо Граменья (Личинио, римский полководец) и солист «Санктъ-Петербургъ оперы» Евгений Наговицын (Чинна, легионер) примеривались к картонным мечам, пугая коллег.

Главные мужские партии в «Весталке» исполнили два тенора: итальянец Леонардо Граменья (слева) и пете. Фото: Натальи ЧАЙКИ

И все взгляды притягивала облаченная в белые одежды «то ли девушка, то ли виденье» — молодая певица Анна Алхимова, которой досталась заглавная партия — весталки, нарушившей свой обет ради любви.
Наконец все собрались, расселись, Фабио Мастранжело встал перед оркестром — и… случилось чудо. Только что музыканты, одетые кто во что горазд и расслабившиеся на солнышке, переговаривались, смеялись, курили, звонили по мобильникам, настраивали свои инструменты. И вдруг по воле дирижера они стали единым целым, и зазвучала прекрасная увертюра к опере Гаспаре Спонтини «Весталка».
Во дворе Капеллы ожил Древний Рим с его величием, надменной роскошью и жестокими нравами. Но драматическая история юной весталки имеет счастливый финал, доказывающий верность слов Вергилия «Все побеждает любовь»…


Виктор Высоцкий, режиссер-постановщик «Весталки»:
— Поскольку наш фестиваль был посвящен двум столицам мира — Риму и Петербургу, мне хотелось найти оперу, действие которой разыгрывалось бы именно на территории Вечного города. Таких опер совсем не много. Одна из них — «Тоска», события которой происходят в конкретных районах Рима, можно даже определить точные адреса. Но «Тоска» слишком известна и слишком часто ставилась. Вторая римская опера — «Весталка» Спонтини. Действие происходит в Древнем Риме. Она из тех опер, о которых все знают, но почти никто их не слышал (таковой была, кстати, «Иудейка», пока ее не поставили в Михайловском театре). По жанру это что-то среднее между оперой и ораторией. В ней так много действия, очень большое место отводится хору.
Нельзя сказать, что «Весталка» — трагедия. Напротив, это «опера спасения». В самом конце, когда весталку, нарушившую обет ради любви, должны замуровать в подземелье, а ее возлюбленного казнить, как в античных трагедиях, возникает deus ex machine: в погасший очаг ударяет молния, священный огонь разгорается вновь. Все завершается свадьбой.

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх