Ветер поймали, хоть было и трудно
В Петербурге разыграли Кубок Большой Невы
Кубок Большой Невы иначе называют гонкой трех соборов. Ибо яхтсмены на вечёркинской регате поочередно ориентируются на маршруте на Морской собор в Кронштадте, собор Петра и Павла в Петергофе и Исаакиевский в Петербурге. В хорошую погоду купола превосходно видны. Но на сей раз регата, которую «Вечерний Петербург» проводит с 1948 года, состоялась в дождь и... штиль.
Яхты шли серебристые, косые, играя расцветкой своих парусов. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Конечно, яхта Геббельса — название условное. Нацистский бонза ею скорее всего не владел и вряд ли выходил на ней в походы. «Питерские старожилы яхтинга клялись, что держали в руках документы, подтверждавшие водительство этого судна Геббельсом, но я их не видел, — заявил Игорь Михайлович. — Думаю, это легенда. У Геббельса действительно было около десятка яхт. Но министр пропаганды в нацистском правительстве отвечал еще и за парусный флот».
«Звезда», однако, в превосходном состоянии — хотя и 1935 года постройки. Здоровая машина, весит словно легкий танк (25 тонн). Интерьеры уцелели с довоенных времен. Рубки, к примеру, тиковые. Правда, одна из мачт уже не деревянная, а металлическая: результат столкновения с баржей.
«Звезда» на ходу. В этом году гонялась в Хельсинки да и в Стокгольм — по шхерам. Год назад дошла до Лондона. А в следующую навигацию Дементьев планирует отправиться в большое плавание. «Хочу сходить на «Tall Ship»-рейс, — поделился планами Игорь Михайлович. — На эту регату собирается до 30 больших парусников и около ста яхт со всей Европы. Но плавание тяжелое: Сен-Мало (Франция) — Лиссабон (Португалия) — Кадис (Гибралтар) — Дублин (Ирландия), займет три месяца».
Впрочем, пока «Звезда» вывозит на регату судей. «Штиль мертвый, хотя обещали грозу. Так случается — здесь ветра нет, а на заливе дует, — послюнив палец, спрогнозировал погоду опытный арбитр-яхтсмен Юрий Дроян. — Если пойдет дождик, гонка состоится. Если нет, мы так и простоим весь день».
52 яхты в девяти зачетных группах вышли на регату. Многие были «одеты» по последней моде — с угольными, очень дорогими парусами.
Вот, например, яхта «Белая ночь». Ее владельцы держат фирму по пошиву парусов — им тут и карты в руки. Или «Варяг» — единственная в Питере кедровая яхта (изготовлена из кедра) со свинцовым килем. На «Кураже» — тоже угольный парус.
Тем временем яхтсмены лавировали у стартовой вешки, каждый старался занять лучшую позицию.
На «Квартете» накренилась мачта. «Там у них мужик на мачте висит, — изрек, взглянув в бинокль, Игорь Дементьев. — Что произошло, не знаю, а случиться могло многое. Помню, мы на Кубке Балтики гонялись — у нас матрос еще сидит на мачте, а буксир уже потащил яхту».
На старте, впрочем, экипажи и другие приключения подстерегают.
— Что вы сделали, дебилы и придурки?!! — завопил на старте капитан одной из яхт, когда пришло время ставить спинакер (треугольный большой парус, который поднимают лишь в том случае, когда ветер дует в корму яхты). Этот спинакер узлом завязался — верхний его угол оказался снизу, а боковой — наверху: матрос набедокурил, перепутав стороны паруса. При сильном ветре, пояснили судьи, у такой посудины крепления и ванты вырвало бы с мясом, а то и мачту.
А на «Варяге» совершили другую ошибку — фальстарт. Пока суда лавируют возле судейского бота, даже рука матроса не имеет права пересечь воображаемую линию. «Варяг», ушедший далеко на гонку, завернули назад. Пока команда поняла свою оплошность, развернула судно и снова обогнула стартовую веху, регата, как поезд, ушла. Но «врагу» он не сдался.
Яхтенные гонки, как известно, выигрываются на слабых ветрах. Именно в такую погоду проявляется мастерство экипажей — кто грамотно лавирует на старте, занимает лучшую позицию, тот раньше других ставит спинакер и уходит в отрыв. Но не в штиль же!
Кто быстрее поймает ветер в корму и поставит спинакер, тот умчится в отрыв. Фото: Натальи ЧАЙКИ
К счастью, в четыре часа дня набежали суровые тучи. Пошел дождь. Но главное — поднялся сильный и холодный ветер. Яхты сдвинулись с места. «Се ля ви» на финише была одной из первых.
Владислав ПАНФИЛОВВажно: Правила перепоста материалов