Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Ветеран-инвалид ютится в бане

87-летний Петр Кучеров до сих пор не имеет нормального жилья

За наших стариков часто становится очень обидно. Особенно, если сравнивать их уровень жизни и возможности с теми, что предлагают своим старикам развитые страны. А уж что касается тяжелых инвалидов — так и вовсе уровень благополучия несопоставим.


И очень печально, когда это касается людей, отдавших родному государству лучшие годы жизни. Один из них — 87-летний Петр Иванович Кучеров, ветеран, орденоносец, участвовавший в боях с Японией, тяжело контуженный в одном из них. Ныне Петр Иванович — инвалид I группы, без ног, страдающий диабетом и практически потерявший зрение, живет в Стрельне, в маленькой постройке, в которой вообще-то должна быть баня. Петр Иванович хочет немного: чтобы и у него наконец-то было комфортное жилье. За помощью ветеран обратился в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы».

Он защищал восточные границы

…Автор этих строк приехала к Петру Ивановичу в Стрельну. За забором — стройка, доски и классическая весенняя распутица. Тут здоровому сложно пройти, а проехать на инвалидной коляске без посторонней помощи просто невозможно.

Захожу в постройку. Маленький стол, придвинутой к маленькой кровати, на которой сидит ветеран. Петр Иванович, фактически отрезанный от общения с внешним миром (он и читать газеты не может, и телевизор смотреть: со зрением очень плохо, с трудом различает очертания близких предметов, — катаракта на обоих глазах, а операция противопоказана по общему состоянию здоровья) всегда рад гостям. На ощупь достает документы, старинные фотографии.

— Видите, это моя семья. У моих родителей — Ивана Максимовича и Устиньи Тихоновны нас семеро детей было. Жили мы в селе Гербаево, это нынешняя Новосибирская область, и в нем я родился и прожил до 16 лет. Хотя я потом долгое время жил в Казахстане, но родом-то я из России, русский, — рассказывает Петр Иванович. — Когда началась Великая Отечественная, призвали отца и старшего брата. Брат погиб в июле 1943, отец пропал без вести. А в марте 1943 года и я получил повестку. Мне семнадцати еще не было. Направили нас, новобранцев, на двухмесячное обучение. Затем посадили в эшелон и увезли на восток, охранять восточные границы. Так началась моя военная служба. Тогда готовились к возможному нападению Японии, и укрепляли целые районы. Мы строили доты, дзоты, рыли окопы. 9 августа начались бои со считавшейся непобедимой Квантунской армией. Дрались японцы жестоко. В одном из боев, когда мы прорвались к полуразрушенному бетонному доту, я задел за минную «растяжку». Что произошло — толком не помню, меня сильно оглушило, на меня посыпались куски бетона, арматуры. Из-под них меня вытащили товарищи, донесли до санчасти.

После окончания войны Петр Иванович Кучеров был отправлен служить на Урал. А демобилизовавшись, переехал в Казахстан, куда к тому времени переселились его родственники. Устроился кочегаром на железную дорогу. Затем стал помощником машиниста, а в 1960 году сдал экзамен уже на машиниста тепловоза. Водил поезда — и товарные, и пассажирские. Он тогда и предположить не мог, что придется вернуться в Россию. В Казахстане он женился, построил дом, растил двоих детей. Хотя, как признается Петр Иванович, и в те годы в республике Казахстан были проявления национализма.

Но с перестройкой и развалом СССР отношения между русскими и коренными жителями обострились настолько, что русских стали фактически выживать с территории. Не стала исключением и семья Кучеровых. В 1997 году они вынуждены были навсегда покинуть Казахстан, продав дом за гроши. Дочь к тому времени обосновалась в Петербурге, поэтому и вся остальная семья выбрала для проживания именно этот город.

«Почему другие ветераны живут в человеческих условиях?»

Семья поселилась в Стрельне, в разваливающемся доме. Жизнь приходилось налаживать заново, без денег и поддержки. В 1998 году, как вспоминает Петр Иванович, их все-таки признали вынужденными переселенцами и дали матпомощь — 140 рублей подъемных. Пошла череда несчастий со здоровьем. В 1999 году Петру Ивановичу из-за прогрессирующего сахарного диабета ампутируют ногу, в 2000 умирает супруга Петра Ивановича, а еще через девять лет — в 2009 году, Петру Ивановичу ампутируют вторую ногу. В довершении несчастий Кучеров стал быстро терять зрение, превращаясь в беспомощного инвалида.

До недавнего времени Петр Иванович жил не в новеньком помещении бани, а в доме — развалюхе, непригодном для проживания, что подтвердили соответствующие комиссии. Но семья (кроме Петра Ивановича в доме зарегистрировано пятеро его родственников) потихоньку стала отстраивать новый дом. Стройка не закончена поныне.

Квартиру власти Петру Ивановичу обещают, но дело все затягивается и затягивается. Правда, в августе 2012 года ветерана признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но квартиры-то нет. И ветеран Петр Иванович Кучеров не может понять, почему другим участникам войны дают благоустроенное жилье, а ему только обещают.

Комментарий юриста

Юрисконсультант горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова:
— Участник Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Кучеров Петр Иванович состоит на жилищном учете.

В соответствии с Указом Президента РФ №714 от 7 мая 2008г (в ред. Указа Президента РФ №30 от 9 января 2010 г.), на основании ст. 14, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Кучеров П.И. имеет право на внеочередное получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем общей площадью не менее 36 кв. м, за счет федерального бюджета.

Ст.14 Федерального закона «О ветеранах»

Статья 14. Меры социальной поддержки инвалидов войны

1. Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.09 №135-ФЗ, от 21.12.09, №327-ФЗ, от 06.05.2010 №79-ФЗ

На основании действующих правовых норм, Кучерову полагается отдельная благоустроенная однокомнатная квартира общей площадью 36 квадратных метров.

↑ Наверх