Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Ветеранам отказывают в кабинетах и в судах под диктовку сверху?

Такое ощущение сложилось у блокадницы Валентины Свечниковой, когда она дважды прошла по всем инстанциям, пытаясь получить отдельную квартиру

Практически на улицу выгнали блокадницу Валентину Свечникову из суда по ее апелляционной жалобе, отказав ей в оспаривании решения суда первой инстанции. При этом если ветеранам, живущим в коммунальных квартирах, город уже дает отдельное жилье, то таким, как Валентина Свечникова, у которой вообще нет своего угла, отказывают и районные, и городские власти, и даже суд.

Юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова (справа) не теряет надежды добиться справедливости для Валентины Свечниковой


Что делать, когда есть подозрения если не в коррупционности, то в предвзятости суда? Или в некомпетентности судьи? Такие вопросы задает себе блокадница, столкнувшись с юридическим парадоксом, а вернее — абсурдом. Судите сами. 

В прошлом году суд первой инстанции отказал ей в предоставлении жилья по указу президента, разъяснив, что еще не прошло пяти лет (кроме 10-летнего ценза оседлости закон диктует и ценз со дня последней операции с недвижимостью. — Прим. ред.) с тех пор, как она отдала свою долю в квартире сыну. А когда пять лет прошло, другой суд также отказал ей в предоставлении жилья, проведя параллели со старым решением...

Когда вышел указ президента о предоставлении жилья ветеранам, в квартире, где у Валентины Свечниковой была доля, сложилась сложная ситуация: семья сына с двумя внуками жалась в небольшой «трешке с двумя смежными». Бабушку же родственники просто выдавили. Она жила у подруги. Зимой в квартире — обеим не скучно, летом — на даче. Тогда же ее стали атаковать какие-то сверхактивные риелторы, которые все что-то хотели сделать с ее долей. И чтобы от нее отстали, она в 2008 году передала долю сыну. Но зарегистрированной в квартире осталась.

Потом подруга умерла, и жить Валентине Алексеевне стало негде. Ютится у знакомых. То у одних, то у других. В свой бывший дом ей не вселиться из-за кошмарных отношений с невесткой да и с другими родственниками. И она — блокадница — обратилась за помощью к государству. Тем более что в разгаре была президентская кампания по предоставлению нуждающимся ветеранам жилья.

Но Василеостровский район, где она зарегистрирована, отказал ей в постановке на очередь из-за того, что по закону, чтобы иметь право на государственную поддержку в получении жилья, нуждающийся не должен совершать никаких операций с недвижимостью в течение пяти лет. После чего она обратилась на нашу горячую линию «36 квадратных метров».

И началась длительная переписка со всеми инстанциями. Но ни к чему не привела. 5-летний ценз на операции с недвижимостью — норма жесткая. В 2011 году Свечникова подала иск к администрации Василеостровского района, чтобы суд обязал поставить ее на очередь на квартиру. Тогда судья Юлия Александрова признала, что Свечникова не проживает в злополучной квартире, что она не является членом семьи собственника, то есть сына. Но порекомендовала дождаться окончания пятилетнего срока после того, как блокадница отписала свою долю сыну, полагая (именно полагая), что это — намеренное ухудшение жилищных условий.

Валентина Алексеевна дождалась окончания срока. И опять пошла по всем инстанциям с самого начала. 

Начала с жилищного отдела района. Там ее встретил начальник Тимофей Алескеров. Он выслушал блокадницу, потом, оставив ее в кабинете, ушел посоветоваться с юристом, а потом обнадежил:

— Конечно, вам квартира положена. Прямо сейчас пишите заявление. Документы потом принесете.

Это было накануне 9 Мая 2013 года. Документы Свечникова принесла. Но после праздника ей пришел ответ за подписью бывшей тогда замглавы администрации Иветты Беловой: «Отказать».

— Что же это? — спросила Валентина Алексеевна, напросившись на прием к Алескерову.

Тот только взор потупил, ответив, что ответ ей писал не он, а заместитель главы и ее подпись он не комментирует.

Да как же так? Пять лет ведь прошло, жить негде, а ей все отказывают. И Валентина Свечникова пошла к тем, кто сильнее замглавы района.

Стучалась к зампредседателя жилищного комитета Марине Орловой. Но до тела блокадницу не допустили. Попала только к помощнице, которая сказала:

— Нечего вам у Орловой делать. Вам правильно отказали.

Пыталась Валентина Алексеевна попасть и на прием к Георгию Полтавченко. Но там ей тоже сказали:

— Нет вам смысла к нему идти. В ответе все верно. Не положено. Отказали по закону.

Между тем заместитель директора департамента жилищной политики Минрегионразвития Игорь Еремин по запросу Свечниковой разъяснил, что гражданину, намеренно ухудшившему свои жилищные условия, могут отказать в господдержке на получение жилья при условии, что этот самый 5-летний срок не истек. Но петербургским властям это неведомо. Поэтому опять — суды. 

Первая инстанция: председательствовала Лилия Чекрий. Она вообще не рассматривает исковые требования заявительницы, а ведь требования соответствуют правам и льготам Свечниковой, которые были подтверждены на прошлом процессе. Тогда только неистекший пятилетний срок мешал Валентине Алексеевне вступить в права и встать в очередь на квартиру. В общем, Лилия Чекрий отказала в иске, сославшись на пропуск исковой давности по одному из пунктов, не рассмотрев остальные, как должна была, по существу.

Апелляционная инстанция в Городском суде, которая прошла 20 февраля и которую представляли три судьи под председательством Елены Ильичевой, отказала в отмене решения Лилии Чекрий.

При этом, недоумевает Валентина Свечникова, у нее сложилось ощущение, что все, с кем она сталкивалась, получали какие-то указания сверху:

— Александрова на каждом заседании восклицала: «Почему же вы сразу в суд не пришли?! У вас есть право». А на последнем заседании она уже ничего не восклицала, а по написанному, не поднимая глаз, зачитала отказное решение. Алескеров, он ведь с юристом советовался, был воодушевлен, но потом его начальница написала отказ. Лилия Чекрий, она ведь вообще заставила нас вписать в иск пункт, по которому отказала, после чего решила, что другие пункты рассматривать не обязательно. Ильичева и двое ее коллег: в совещательной комнате не пробыли и минуты, выйдя оттуда с готовым решением. Как будто все было уже записано заранее. У меня уже руки опускаются. Мне только вы помогаете…

Юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова говорит, что в деле Свечниковой есть еще перспективы:

— После получения решения апелляционной инстанции Валентина Алексеевна продолжит судебную защиту своих прав в надзорных инстанциях.

↑ Наверх