Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 июля 2020

Вглядись в случайные черты

Объявленный в ТЮЗе сезон эксперимента приближается к кульминации. Ибо спектакль «Злая девушка», который 17, 18 и 20 декабря в 20.00 выпускает на Малой сцене режиссер Дмитрий Волкострелов, — это нечто вроде манифеста молодого театра, который условно можно назвать бессобытийным.

Пока Лев Додин говорит о том, что серьезный и глубокий театр может породить только большая литература — литература крупных событий и конфликтов (даже если эти события и конфликты ограничены рамками одной личности), его ученики творят свое принципиально иное, революционное даже искусство.   В новой драме 2010-х есть явная попытка запечатлеть само течение жизни, ее случайные черты — жизни, не имеющей четкого вектора, жизни, проявляющейся, как оттиск на фотобумаге.

Любопытно, что актеры в театре Волкострелова — кстати, он существует в том числе и как некое эстетическое сообщество под названием POST — в основном его однокурсники по мастерской Льва Додина. Есть и такие, которые, как Алена Старостина, даже поработали в МДТ и были плотно задействованы в репертуаре, но потом все же ушли, предпочтя экстремальное, проектное существование, поиски нового языка и новых смыслов стабильной работе в стационаре. Театр POST довольно уютно чувствует себя в клубах, его язык с ходу узнается молодежной аудиторией или как минимум ее интригует и удивляет. Когда красавица Алена Старостина читает монолог бомжа-убийцы, сочиненный одним из лидеров «Новой драмы» Иваном Вырыпаевым («Июль»), интересны именно отношения актрисы и текста, каждый раз иные, в которых работа актрисы сравнима с работой укротителя змей (за этот спектакль Дмитрий Волкострелов получил премию «Прорыв» — как лучший молодой режиссер прошлого года). Далее был спектакль по пьесе Павла Пряжко «Запертая дверь» — попытка показать крупным планом (иногда буквально киношным, на экране) имитацию реальности.

Сейчас с молодыми артистами ТЮЗа и одним из самых талантливых молодых театральных художников современности Ксенией Перетрухиной Волкострелов выпускает новую пьесу Пряжко — «Злая девушка». Сам режиссер об этой своей работе говорит вот что: «В тексте пьесы есть важная ремарка: «Три часа спустя. Та же ничем не примечательная улица. Дима выходит из маршрутки, вынимает фотоаппарат». То есть герой фотографирует ничем не примечательную улицу, видит ничем не примечательное, фиксирует и осмысляет это, дает ничем не примечательной улице право голоса, ставит знак равенства между тем, что печатают на открытках для туристов, и этой улицей. И это сейчас представляется важным — фокус внимания человека перемещается на такие улицы. Мы все хотим «больших» событий, но нужно увидеть, что жизнь состоит не из них. И кажущийся событийный мусор, мозаика микрособытий, собранная в тексте Павла Пряжко, история в тексте — мусором не является, это и есть жизнь».

Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ
↑ Наверх