Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 января 2025

Винный дух испарился, легенда осталась

Бывший дегустационный зал «Нектар» напоминает о себе вывеской под разбитыми фонарями и керамикой 1960-х в пыльных витринах. Судьбу этой достопримечательности Ленинграда выясняла корреспондент «Вечернего Петербурга».

Время пряных коктейлей
— Бар «Нектар»? — переспрашивали старые ленинградцы и тут же издавали ностальгическое «О!!!». — Для нас это был фрагмент жизни из западных фильмов. Свечи, мерцающие наклейки бутылок, непривычное оформление...

— Записывались туда как на экскурсию, не попасть было. Вдруг да после «Солнцедара» на скамеечке сада «Олимпия» — культурное питие по пять капель. Маленькими глотками, по восходящей от «сухаря» к коньячку, и без закуски. Потом еле на ногах стояли, — вспоминали иные «бойцы» минувшие дни.

— «А город пил коктейли пряные», — пропела на призыв припомнить «Нектар» одна бабушка из вышеупомянутого сада.

Она гуляла с внучком на его детской площадке. Сказала, с шестидесятых все сильно изменилось. Вот был «Нектар» — теперь только пыльные витрины. Была «Олимпия» — в нее воткнули огромный торговый комплекс, и нет больше того старого любимого сада. Даже таблички с названием улицы и номером дома на легендарном Малодетскосельском, 25, не осталось.

И вправду нет, убедилась корреспондент «ВП». Так, висит над одним парадным пожухшая строчка, выведенная на принтере, и все. А в витринах — покрытые пылью бутылки диковинных для советского человека виски. Еще керамические фигурки — керамика была в моде в 1960-х. Одна изображает личность, ныряющую за двумя амфорами.

Соседство школы № 307 на Малодетскосельском проспекте — препятствие для возрождения дегустационного зала.

Не КПСС, так ОБХСС
— Там «Летучий голландец», — уверил один собеседник. — Мы хотели взять это помещение в аренду, побывали. Все осталось как было. Интерьеры, барная стойка, чашки стоят...
Звезда «Нектара» закатилась еще в Ленинграде — дегустационный зал пал жертвой антиалкогольной кампании Горбачева. Бар открывали в 1968 году для пропаганды культурного потребления алкоголя и народного просвещения. В 1985 году, когда под топор пустили коллекционные виноградники Крыма и Молдавии, вина и коньяки здесь дегустировать запретили. Подавать было положено только соки и мороженое.
— Тогда заведующей была очень симпатичная женщина по имени Наталья. Не из партийных, из торговых работников, — удалось найти еще одно воспоминание старожила. — Так под нее вечно ОБХСС копал. Почему? Ну, милиция всегда копала там, где можно что-то получить.
После 1991 года Наталью сменило СП — совместное российско-финское предприятие с участием чиновников города. О начале 1990-х годов в городе принято вспоминать скудно — СП куда-то испарилось, бар пришел в запустение, остатком былого в витрине еще просматривается объявление об обмене валюты.

Витринный ныряльщик с амфорами неожиданно стал достопримечательностью.

И вновь антиалкогольные правила
В 2001 году дом на Малодетскосельском, 25, был объявлен городом объектом, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Построенный в начале ХХ века, он оказался памятником северного модерна. Бар «Нектар» — как достопримечательность советского периода — охранного статуса, конечно, не получил. Город решил продать помещение первого этажа в частные руки. Проданное, оно с тех пор и стоит заброшенным.
— Там гиблое место, ничего нельзя открыть — ни дегустационный зал, ни ресторан или гастроном, — пояснила «ВП» дама, пытавшаяся арендовать эту почти тысячу квадратных метров. — По Малодетскосельскому к зданию примыкает школа, напротив с угла Малодетскосельского проспекта и Батаевского переулка расположена детская игровая площадка сада «Олимпия». Помещение находится в зоне, где правилами запрещена торговля алкоголем.

Узнать вход можно по вывеске и разбитым фонарям.

Гиблое место
Одно время арендатором была частная медицинская клиника, но развернуться здесь не успела — запротестовали жильцы дома. Рентгеновская установка под квартирами, воздух из вентиляции, попадающий в жилые помещения, — это тоже не по правилам. В общем, ни винного духа, ни иного прочего, ничего за витринами «Нектара» не устроить.
— Очень жаль нам было оставлять это помещение, — сокрушалась в телефонном разговоре с «ВП» гендиректор медицинской клиники. — Там такие прекрасные интерьеры, и место замечательное. Но гиблое.

Алла РЕПИНА, Фото автора
↑ Наверх