Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Вирус MERS: в панику не впадаем, но и бдительности не теряем

Новая напасть Петербургу не угрожает, а вот граждане, собирающиеся в южные страны, должны соблюдать простые меры безопасности

Ближневосточный респираторный синдром (MERS) пугает петербуржцев. Да и как не испугаться, когда по телевидению показывают леденящие душу кадры, как в Корее граждане в защитных костюмах обрабатывают дезинфекторами кабины самолетов, стены в метрополитене. А во Вьетнаме все как по команде надели маски (хотя маски там вообще принято носить — из-за загазованности воздуха). 


О том, насколько велика вероятность того, что вирус заглянет в Петербург, и о мерах профилактики мы спросили у Олега КИСЕЛЕВА, директора НИИ гриппа Северо-Западного отделения РАМН, академика РАМН. 

— Ближневосточный респираторный синдром (БВРС, или — с английской аббревиатурой — MERS) относится к большому семейству коронавирусов, в который входят вирусы, способные вызывать целый ряд заболеваний у людей — от распространенной простуды до тяжелого острого респираторного заболевания. 

Данный конкретный штамм впервые был выявлен в 2012 году в Саудовской Аравии (на Саудовскую Аравию приходится более 85% всех случаев этого вируса за весь период начиная с 2012 года). Ранее у людей он не выявлялся. 

Однако вспышки заболеваний, вызванных похожими вирусами, были. Так, в 2003 — 2005 годах была мощнейшая вспышка тяжелого острого респираторного синдрома с высокой смертностью в Китае, Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, Сингапуре. Единичные случаи завоза были зарегистрированы в США, Канаде, Японии, ряде стран Европы и Южной Америки. Тогда НИИ гриппа вместе с Центральным институтом эпидемиологии (Москва) серьезно занимался этой проблемой. Были разработаны эффективные схемы лечения, которые можно применить и для сегодняшней ситуации с MERSом. Но, к сожалению, как только заболеваемость пошла на убыль и эпидситуация стала благополучной, эти исследования перестали финансировать. О вирусе все и позабыли, причем не только у нас, но и в других странах. Между тем нужно было все держать под контролем и выделять не очень уж и большое финансирование на поддержку исследований по изысканиям противовирусных препаратов и созданию лечебной и профилактической вакцин. Подозреваю, что пройдет год после нынешней вспышки, и все опять забудется. А эти исследования, еще раз повторю, нужно поддерживать и развивать. Потому что никому не известно, где начнется следующая вспышка и как будут развиваться события. Мир должен быть готов к тому, что тот или иной вирус может вызвать пандемию, и, соответственно, иметь все необходимое для борьбы. 

Если бы сейчас были времена СССР, то нынешней вспышке придали бы серьезнейшее значение. Потому что СССР, как сейчас США, занимался в плане борьбы с инфекционными заболеваниями не только внутренними, но и общемировыми проблемами. Во-первых, потому что инфекции не признают государственных границ. Во-вторых, это престиж государства — оказание помощи другим странам с вакцинами и препаратами. Кстати, во многом именно благодаря советским дешевым вакцинам против полиомиелита и оспы удалось справиться с этими инфекциями в глобальном плане. 

— Угрожает ли MERS России и Санкт-Петербургу, в частности?
— Нет. Но от возможных единичных завозных случаев застраховаться практически невозможно. И у нас есть регион, для которого вирус может представлять реальную угрозу. Это Дальний Восток. Там рыболовецкий флот — и наш, и корейский, и японский, и китайский. Суда заходят в порты, идет общение между людьми. И угроза будет сохраняться до тех пор, пока не локализован очаг в Южной Корее. На Дальнем Востоке уже усилены соответствующие санитарно-эпидемиологические мероприятия.

Что касается остальных регионов, то на этой неделе все получат необходимые для лечения больных препараты. Схема выявления, госпитализации, лечения есть. Так что, в каком бы регионе ни обнаружился человек с подозрением на MERS, соответствующая помощь будет оказана. 

Петербуржцы, которые не собираются в южные страны, могут не беспокоиться. Те, кто собирается, должны проявлять разумную настороженность. И помнить: в южных странах можно подцепить самые различные и совершенно непривычные для нас инфекционные заболевания. Поэтому по возвращении домой внимательно отнеситесь к самочувствию и в случае любого недомогания обязательно обращайтесь за медицинской помощью. Скажите врачу, из какой страны вы приехали.

— Но народ вообще побаивается говорить, что был где-то на дальнем юге. Опасаются, что чуть ли не силком заберут в больницу, причем без всяких на то оснований. Например, та же температура может случиться как от опасного вируса, так и от банального отравления, акклиматизации и еще тысячи причин…
— Знаете, нужно уважать других людей. И понимать: раннее выявление того же MERSa практически гарантирует полное выздоровление. То есть это нужно прежде всего для самого больного. А также для того, чтобы инфекция не пошла гулять дальше. Кто-то хочет заразить близких? MERS достаточно хорошо диагностируется, и никого без надобности в больницу отправлять не будут.

Хочу напомнить читателям о событиях 1972 года. Тогда на побережье Черного моря в самый сезон начались вспышки холеры. Москвичи и ленинградцы в то время ездили туда целыми поездами. Так вот: с помощью санитарных мер удалось предотвратить завоз холеры в Ленинград и Москву. Как? Поезда с отдыхающими по возвращении загоняли в тупик. Там людям оказывалась вся необходимая медицинская помощь, работала полевая кухня, все прочие службы. Людям разъясняли, что для блага собственного и близких им лучше неделю пожить в этом поезде. И граждане с пониманием относились к проблеме. 

Я сам, когда приехал из командировки в 2004 году — из очага атипичной пневмонии, 21 день был под контролем медслужб. Это выражалось в том, что я каждый день звонил по телефону и докладывал о самочувствии. 

И не ездите сейчас без особой надобности в страны Ближнего Востока. К счастью, все регионы, в которых фиксируются вспышки MERSa, не являются центрами массового туризма для россиян. 

Советы выезжающим в южные страны

Минздрав РФ рекомендует воздержаться от поездок в страны Ближнего Востока с высоким риском заражения вирусом МERS без особой необходимости. Наибольшей опасности в этих странах подвергаются люди, посещающие фермы, рынки, другие места, где находятся домашний скот, верблюды, летучие мыши. 

Перед поездкой выясните эпидобстановку в стране (если покупаете путевку, турфирма обязана проинформировать об этом). Для посещения ряда стран рекомендована прививка от желтой лихорадки (а в некоторых странах она обязательна). Против малярии профилактических прививок нет, но разработана схема профилактики с помощью специальных препаратов, которые нужно принимать до поездки, во время поездки и некоторое время после возвращения домой. Кстати, в Санкт-Петербурге периодически регистрируются завозные случаи малярии — как раз из южных стран. Все разъяснения о необходимости прививок для поездок в экзотические страны можно получить в Управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. 

Рекомендуется сделать прививку от гепатита А (который, к слову, бродит и по Петербургу, и по Черноморскому побережью). 

Аэропорты и самолеты (при длительных перелетах) могут быть местами повышенной концентрации различных инфекций. Рекомендуется ношение масок (через каждые 2 — 3, максимум 4 часа маску нужно менять). 

Не употреблять в пищу сырые или недостаточно проваренные продукты животного происхождения, особенно молоко и мясо.

Пить только бутилированную воду (а по возможности и чистить ею зубы). Лучше не пить разбавленные соки и воду из кулеров (поскольку неизвестно, что это за вода). Пейте пакетированные соки, чай, кофе. 

Овощи и фрукты желательно употреблять после термообработки или же те, которые можно очистить. 

Не общайтесь с людьми, которые выглядят больными, жалуются на недомогание. Вы не знаете, чем именно они больны. 

Чаще мойте руки! При невозможности мытья пользуйтесь дезинфицирующими средствами, влажными салфетками (желательно на спиртовой основе). Не прикасайтесь немытыми руками не только к еде, но и к глазам, носу, рту. Помните, что во многих случаях заражения ОРВИ и гриппом виноваты именно грязные руки. 

Возьмите в поездку желудочно-кишечные лекарства (например, имодиум, энтерол, смекту), антисептические (йод, хлоргексидин), противовоспалительные, противоаллергические, противовирусные средства (например, арбидол). Для профилактики и лечения MERS ВОЗ рекомендует рибавирин. 

После возвращения из стран, в которых регистрируются вспышки MERS, рекомендуется обратиться за медицинской помощью. И по возвращении из любой южной страны нужно в течение трех недель особенно внимательно следить за здоровьем и при недомогании (даже если температура и небольшая) обращаться за медицинской помощью. 

Справка «ВП» 

Коронавирус человека MERS-CoV (ближневосточный респираторный синдром) впервые был зарегистрирован в странах Ближнего Востока в 2012 году. Природным резервуаром этого вируса, как показали результаты молекулярно-генетического изучения, являются летучие мыши. Одногорбые верблюды участвуют в прямой и опосредованной передаче вируса людям, хотя точный механизм передачи неизвестен. Вирус может передаваться от человека к человеку контактным путем (например, через полотенце, носовой платок, дверные ручки), через еду. Воздушно-капельный механизм передачи инфекции пока не доказан. 

К весне 2015 года возбудитель был зарегистрирован в странах Ближнего Востока и завезен более чем в 15 стран мира. Большинство случаев фиксировалось в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, зарегистрированы также случаи заболевания в Европе, США и Азии и лиц, прибывших с Ближнего Востока или контактировавших с ними граждан. В конце мая 2015 года вирус был завезен в Южную Корею (по данным ВОЗ, его завез 68-летний путешественник). Количество зараженных медицинских работников, соседей по палате и отделению больницы, а также родственников и друзей пациентов увеличилось до 160 человек (из них более 20 летальных случаев). 

В целом начиная с 2012 года в мире зарегистрировано более 1300 лабораторно подтвержденных случаев заболевания среди людей. Летальный исход зафиксирован в 35% случаев. На исход заболевания прежде всего влияет своевременность обращения и вовремя начатое адекватное лечение. 

Инкубационный период болезни длится в среднем от 7 до 14 дней. Клинические проявления варьируются от бессимптомного течения или умеренных проявлений до острого респираторного синдрома, проявляющегося лихорадкой, кашлем, одышкой. Возможно поражение желудочно-кишечного тракта (диарея, тошнота, рвота). В тяжелых случаях регистрируются пневмония, полиорганная недостаточность, в том числе почечная. Особенно тяжело недуг протекает у граждан с сопутствующими заболеваниями — сахарным диабетом, хроническими болезнями легких, онконедугами, с ослабленной иммунной системой, а также у пожилых. 

↑ Наверх