Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Вице-президент IBM Инна Кузнецова: Нужны специалисты для XXI века, а выращивают — для прошлого

В России Инна Кузнецова посетила Международный инновационный форум и обсудила с коллегами устройство мировых систем образования

По официальным данным Росстата, из России за рубеж в 2009 году уехали 1,74 миллиона человек. В 2010 году — уже 1,94 миллиона. Инна Кузнецова, единственный вице-президент русского происхождения в штаб-квартире IBM в США, подобную статистику пополнила еще в 1997 году. До этого несколько лет она работала в российском офисе компании, а затем переехала в Америку.
В России Инна училась в МГУ, в США — по программе MBA в Колумбийском университете, так что сравнила две совершенно разные образовательные системы на собственном опыте. Недавно Инна приезжала на пару дней с деловым визитом в Петербург и посетила Международный инновационный форум. Вместе с коллегами она обсудила перспективы выживания в условиях кадрового кризиса, а также то, как эти самые кадры готовят в России и за рубежом.

— Во многих странах образовательные системы работают в таком виде, в котором их построили в XX веке, — говорит Инна. — Соответственно, специалистов они выращивают для прошлого века. Но мы живем в XXI веке! Сегодня нужны другие умения, знания и навыки. Все изменилось. Те, кто вовремя это понял, особенно успешно развиваются сегодня.

— Инна, в результате совместных исследований со студентами из Индии IBM разработала алгоритм анализа загрязнения воды. Совместно со студентами в Стокгольме — оптимизацию дорожного трафика. В Петербурге тоже начинается подобный проект? С каким вузом?
— Мы очень бережно относимся к конфиденциальности информации наших партнеров, и пока мне не дали разрешения на публичное освещение этой информации. Но программа совместных исследований с университетами у нас действительно работает. Мы выбираем развитые школы. Лучшим студентам предоставляем доступ к базе IBM.

— Коллеги, наверное, уже рассказали вам о недавно введенном в России Едином государственном экзамене и скандалах, связанных с ним. Тем не менее в США действует такая же система, но без скандалов. Так ведь?
— Дело в том, что в американской системе образования результаты единого экзамена — лишь один из параметров при приеме абитуриентов в университеты. Процесс сдачи этого экзамена в США очень-очень жестко контролируется. При малейшем подозрении на подтасовки в результатах возникают такие проверки! Дело может дойти и до судебных разбирательств. Вот почему такие инциденты у нас крайне редки.

— А какие еще факторы учитываются при приеме студента в американский вуз?
— Все без исключения университеты смотрят прежде всего на то, где студент оказался в условиях тех возможностей, которые у него были. Порой у выпускника из маленькой школы в глубинке, попавшего в первые пять процентов своего класса, гораздо больше шансов, нежели у ученика блестящей частной школы, оказавшегося в конце списка по успеваемости.
Второе, на что обращают внимание, — средний балл. Есть классы с повышенным уровнем сложности, фактически это первый курс университета. Для них введен свой экзамен, стандартный тест. Опять же смотрят, были ли вообще такие классы в школе у этого ученика.

— Выходит, подход к каждому — индивидуальный?
— Именно! На каждого студента составляется, скажем так, личный портрет. Всегда смотрят его анкету, заполненную при поступлении, а также рекомендации. Их должно быть не меньше пяти. Всегда смотрят на резюме. Всегда изучают, чем он занимался. Например, если в школе ученик увлекался спортом, важно понять, насколько он стремился достичь чего-то нового, чего-то большего. В общем, единый экзамен, конечно, важен, но это далеко не единственный фактор, по которому нужно оценивать учащегося.

— Как думаете, в России прижилась бы американская модель?
— Мне очень трудно судить об этом, ведь я уехала из России 15 лет назад. Но я могу сравнить свое обучение тогда в МГУ и последующую учебу в Колумбийском университете. В США образовательные курсы менее фиксированы. Студенты выбирают предметы из множества вариантов. Это позволяет подготовить, например, биологов-математиков или физиков-математиков.

— Сейчас велика потребность в узконаправленных специалистах?
— Надо понимать, что потребность в ученых в любой стране ограничена. В России очень много теоретиков и программистов, но мало эксплуатационщиков, то есть тех, кто может построить из существующего. Чтобы готовить и тех и других, должны существовать школы и вузы разного класса. Низший класс, как правило, учит эксплуатационщика. Высший (например, СПбГУ, ИТМО, МГУ, тому подобные учебные заведения) проводит фундаментальную подготовку. 

— Какие изменения XXI века повлияли на устройство систем образования?
— Появились новые специальности, о существовании которых, кстати, порой школьники даже не знают. Появились социальные сети, развит Интернет, каждый ученик способен постоянно поддерживать десятки горизонтальных связей по всему миру. Границы расширились. Переехать стало очень легко. Также очень легко привезти своего специалиста в страну, если местных специалистов там не хватает. Что касается образования, я заметила, что в каждой стране свои установки. В России  существует установка «образование должно быть бесплатным». Но в то же время во многих странах оно платное... В каждой стране по-своему строится содействие государства, образовательных структур и бизнеса. Но в идеале это взаимодействие происходит вот как. Например, государство говорит: «Мы должны производить автомобили». Это долгосрочный план. С его учетом бизнес составляет краткосрочный план, рассчитывая на поддержку государства в направлении производства автомобилей. А школы и вузы приступают к подготовке нужных специалистов в данной стране в данных условиях.

 

Мнения
Галия Сайфутдинова, пиар-менеджер российской компании — разработчика программного обеспечения:
— Бизнес готов помогать в развитии образовательных программ, а также с оборудованием, но перекладывать вопрос финансирования и ответственности за образование в целом на бизнес, на мой взгляд, неправильно.

Илья Чистяков, председатель оргкомитета Балтийского научно-инженерного конкурса:
— В России проблема заключается в том, что все хотят получать все и сразу. Так, ученик хочет легко и быстро выучиться. Недаром 70% выбирают обществознание как ЕГЭ и только 23% — физику. Чиновник хочет быстро окупить свои расходы, тогда как, например, воспитание IT-специалиста — это долгий и дорогостоящий процесс.

Подготовила Ирина ПАНКРАТОВА
↑ Наверх