Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Владимир АТЛАНТОВ: Если бы я продолжал петь, не знаю, дотянул бы до этих лет или нет

«Избранное» — это семь стильных черных дисков, на которые записаны 76 оперных арий, романсов и песен.

Они исполнены знаменитыми солистами Большого театра народными артистами СССР Тамарой Милашкиной (лирико-драматическое сопрано) и Владимиром Атлантовым (тенор). Диски были сложены стопкой при входе и продавались, кажется, тысячи за две рублей. Сами виновники торжества, певцы, тоже явились на чествование. Хоть они и проживают ныне в Вене — а вот на такую встречу прибыли.

 

Все, конечно, ждали, что они взойдут на сцену и что-то исполнят. Но они скромно сели в зрительном зале: организаторы их оставили на сладкое. Начали совсем с другого. Выступила ребятня из Детского хора телевидения и радио, бойко спев «Веселые качели» и «Прекрасное далеко» под электронный аккомпанемент. Владимир Андреевич и Тамара Андреевна слушали, но понять, нравятся ли им детские голоса, было сложно. Потом вперед вышел композитор и народный артист России Яков Дубравин. Он напомнил, что с Атлантовым они встретились в первом послевоенном году, когда поступили в хоровое училище при Ленинградской капелле: «Дружим мы всего лишь 66 лет».

Потом знаменитых певцов под гром аплодисментов все-таки отвели на сцену и усадили в глубокие кресла. Правда, и тут им еще не дали слова: выступила Светлана Таирова, директор и главный редактор нотного издательства «Композитор», выпустившего сборник дисков. При виде директора Владимир Атлантов тут же поднялся из кресла.

— Жаль, что здесь мало молодежи. Это был бы им урок, — отметила Светлана Таирова. — Я вышла на сцену выступать, но истинный джентльмен не мог сидеть в присутствии стоящей дамы, пока дама не дала ему разрешения. И это — не отрепетированный трюк!

Все тут же зааплодировали, а мужчины в зале испытали мгновенную неловкость.

— Этот проект — уникален для всей мировой музыкальной культуры, — продолжала, как ни в чем не бывало, Светлана Эмильевна. — Здесь записи величайших певцов второй половины XX века: Тамары Андреевны и Владимира Андреевича. Они принадлежат к разным вокальным школам: Владимир Атлантов — выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Тамара Милашкина — представитель блестящей московской школы. Но этот дуэт не имел равных в мире. И ведь еще не хотели делать диски! Возражали: «Да кому это нужно!» Едва я их уговорила. «Ну ладно, давайте попробуем».

Тут наконец черед дошел до самих певцов.

— Я не пою больше, — сразу разочаровал Владимир Атлантов поклонников. — Даже не пытаюсь. Боюсь услышать себя — и испугаться.

 

Пришлось не петь, а отвечать на вопросы из зала. Владимир Андреевич признался, что из современных певцов ему больше всего нравятся Аня Нетребко и Дима Хворостовский. Тамара Андреевна на это заметила, что ее любимый тенор — известно кто. Иначе как бы она с ним жила и работала многие-многие годы.

А как работалось в Большом?

— О, это было счастливейшим временем, — погрузилась в воспоминания Тамара Андреевна. — Мы все дружили и умели восхищаться друг другом...

Владимир Атлантов высказался более жестко:

— Нас выставляли, как арабских скакунов. Мы побеждали, и нас ставили в стойло.

Спросили, конечно, и о нынешней жизни в Вене. Почему певцы сейчас живут там?

— Когда говорят, что мы уехали из страны, — объяснила Тамара Андреевна, — это ничего не значит. Мы никогда никуда не эмигрировали. Мы «наши» и всегда останемся «нашими». Просто переместились немного... Чтобы отдохнуть. А так всей душой мы здесь, обожаем нашу Родину и очень переживаем за нее. Какие у нас там радости? Мы много путешествуем. Ездим на рыбалку. И на охоту. У меня тоже есть охотничий билет и ружье. Я, правда, стреляю сейчас меньше: руки подводят. А вот Владимир Андреевич в прекрасной форме.

— Что ж еще про нас надо знать? — вопросил Владимир Атлантов. — Родились, учились, начали петь. Отпелись, ушли на пенсию. Живем. Вот только волосы седеют. Ну а если бы я продолжал петь, не знаю, дотянул бы до этих лет или нет. Все остальное — экивоки...

— Знаете, — заключила Тамара Милашкина, — многие певцы делают из своего ухода со сцены какую-то трагедию. А у нас это получилось совершенно просто. Достойно повернулись и ушли. И никакой ностальгии. Надо принимать жизнь такой, как она есть. Можно прекрасно обходиться и без пения. Так много кругом интересного! Надо жить и радоваться. Чего и вам советую!

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх