Владимир Бурматов: Надо перестать мордовать учителей!
Первый заместитель председателя думского комитета по образованию считает, что качество образования снижается катастрофическими темпами
С тех пор как Министерство образования возглавляет Дмитрий Ливанов, в средней и высшей школе появилась масса нововведений. Но как ни странно, качество образования ни в школах, ни в вузах это не улучшило.
Дело дошло до того, что президент Владимир Путин поручил правительству до 20 декабря разобраться с минимальными баллами ЕГЭ по обязательным предметам — математике и русскому языку, которые в прошлом году Минобр понизил, опасаясь небывалого количества неудов.
«Вечёрка» побеседовала с первым замом председателя думского комитета по образованию Владимиром Бурматовым (на фото вверху) и о нововведениях, и о сочинении, и о качестве образования.
— Владимир Владимирович, что вы думаете о повышении минимальных баллов?
— Во-первых, поручения президента у нас в стране исполняются. Во-вторых, это просто необходимо, потому что нет других вариантов повысить качество образования, которое снижается катастрофическими темпами. И то, что минимальный порог по математике снизили на 4 балла, а по русскому языку — на 12 баллов, — беспрецедентный случай: такого за время существования ЕГЭ не происходило ни разу.
— Какие еще нововведения Минобразования, на ваш взгляд, повлияли на падение уровня школьного образования?
— Возврат к двухуровневой системе ЕГЭ, что, понятно, было сделано не от хорошей жизни. Ну не все наши выпускники могут сдать полноценный ЕГЭ, поэтому и решили разделить его на профильный, продвинутый уровень и базовый. Кстати, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, когда выступал перед нами в Думе, тоже отметил катастрофический уровень школьных знаний по основным предметам: математике, физике, истории. Ну посудите сами: значительный процент выпускников, выбравших физику для сдачи ЕГЭ, не знает закона Ома. А половина из тех, кто выбрал историю, не в состоянии ответить на элементарный вопрос: относятся ли ожесточенные бои за Мамаев курган к Сталинградской битве? Выбравшие математику ученики 11-х классов не в силах решить задачку типа: поезд в 23.00 выехал из одного города, а в 6 утра прибыл в другой город — сколько часов он был в пути. Примеров множество. Я это связываю с наступлением министерства образования на педагогические вузы, последствия этого удара налицо.
— В начале ноября в Сочи работали I Педагогический форум, IV Конгресс РОПРЯЛ (Российского общества преподавателей русского языка и литературы) в рамках VIII Ассамблеи Русского мира, и школьные учителя сетовали на то, что им приходится заполнять огромное количество бумаг...
— Да, у нас учителя погребены под тоннами бумаг! Они не только не успевают готовиться к урокам, они скоро не будут успевать их проводить. Это тоже «заслуга» министра Дмитрия Ливанова, потому что при нем бесполезный уровень бюрократической нагрузки на учителей вырос в два раза, что тоже ударяет по качеству образования. Поэтому и приходится поднимать баллы для поступающих в вузы, иначе, если этого не сделать, туда будут и дальше приходить абитуриенты, которые не в состоянии освоить университетский курс. Могу сказать, что руководство инженерных вузов давно бьет тревогу: к ним поступают выпускники, которые не в состоянии освоить сопромат, механику, высшую математику. Эта проблема уже становится актуальной и для гуманитарных вузов — уровень первокурсников, их грамотность и способность излагать свои мысли год от года падают. Последней каплей стало положение дел в математическом образовании, когда выпускники не могут решить задачи для 6 — 7-го классов. Напомню, три года назад Владимир Путин говорил, что уровень математического образования в стране пока достаточно высок и это может послужить отправной точкой для модернизации образования в целом. А сейчас мы видим, что наше славное математическое образование, которым мы привыкли гордиться, загнано в угол.
— И что же получается: все должно быть директивно? К 3 декабря — сочинение, к 20 декабря — повысить минимальные баллы по ЕГЭ… То есть пока президент не вмешается, дело не двигается? А министерство чем тогда будет заниматься?
— У меня тоже возникает этот вопрос. Думаю, что те достижения, которые мы имеем в этой сфере: проект модернизации образования, сокращение очереди в детские сады, которое объективно происходит, повышение зарплаты школьных учителей, — все это инициативы президента. А министерство образования, на мой взгляд, занимается торпедированием здоровых инициатив, оно недееспособно.
Взять, например, национальный рейтинг вузов, которого нет, но создать его потребовал президент. Это еще и серьезное свидетельство провала мониторинга вузов, который собиралось делать министерство образования. Тот мониторинг, который есть, не отразил реального положения дел, а наоборот, стал огромной бедой отрасли: под этим соусом снимали ректоров, уничтожали вузы, отбирали здания... При этом было совершенно очевидно, что выпускникам школ, абитуриентам необходим был такой компас, навигатор, который бы позволил им ориентироваться в высших учебных заведениях. Поэтому президенту и пришлось взять все в свои руки и поручить создание национального рейтинга вузов.
Школьников, как и учителей, надо избавлять от излишнего стресса.
— Еще президент поручил правительству до 1 марта 2015-го проработать независимую оценку качества образования...
— Да, должен быть разработан механизм, при котором оценка качества образования будет производиться не ведомством, которое является учредителем соответствующих вузов, а независимыми организациями — мировые системы образования используют разные формы учета мнения общественности при определении качества образования. Не знаю, какие формы будут заимствованы, но то, что с этой инициативой мы не первопроходцы, — это точно. Но мы видим, что министерство не справляется с этими вопросами, а нам очень нужен репрезентативный срез.
— Одно из новшеств, вводимых Минобразования, касается ЕГЭ, который в этом учебном году пройдет не в три, а в две волны: в апреле и в мае — июне. Кроме того, ЕГЭ можно будет сдать сразу после изучения предмета — например, географию в 10-м классе...
— С ЕГЭ я проблем не вижу. Главная опасность в другом — в медийной истерике по поводу ЕГЭ, которую провоцируют сами чиновники Минобразования. Каждый день выходят пресс-релизы, и у ребят в головах возникает какая-то каша.
Только что я проводил прием граждан, среди них были и одиннадцатиклассники, которые чуть не плакали из-за предстоящего сочинения, ведь до последнего никто не знал, по каким критериям оно оценивается. То есть школьники находятся в состоянии жесточайшего стресса. Причем паника не только среди учеников, но и среди учителей — потому что писать сочинение дети разучились. И я предлагал министерству образования и Минфину перераспределить средства в этом году, то есть те деньги, которые идут на пиар ведомства (а это сотни миллионов рублей), направить на укомплектование школ и всех пунктов приема ЕГЭ психологами, чтобы оказать детям поддержку, оградить их от чрезмерного стресса и суицидальных настроений. Но этого сделано не было.
— Владимир Владимирович, а какие, на ваш взгляд, самые болевые точки у нашего образовательного процесса?
— Если брать 2015 год, то самая большая проблема — дальнейшее падение качества школьного образования. Мы сейчас находимся в ситуации, когда надо предпринимать сверхоперативные действия для его спасения. Это, в первую очередь, повышение престижа учительской специальности, по которой министерство образования наносит удар за ударом. Надо прекратить репрессии в отношении педагогических вузов, отказаться от бездумной политики Минобразования по закрытию педвузов, их реорганизации, слияния с вузами общего гуманитарного профиля и так далее.
Второе: разбюрократизировать учебный процесс в школах. Ведь, чтобы сохранить контроль за качеством школьного образования, нужно снизить объем бюрократической нагрузки на учителя примерно в четыре раза, чтобы у учителей оставалось время на самоподготовку, подготовку к урокам, повышение квалификации. А снизить бюрократическую нагрузку можно за счет исключения дублирующих отчетов. Сегодня один и тот же отчет, правда, в измененном формате, отправляется в четыре инстанции. Но почему эти инстанции не могут обмениваться между собой поступившими данными? Учитель должен написать отчет один раз, а дальше ведомства коммуницируют между собой, не запрашивая аналогичные цифры в школах. Школьная бюрократия увеличивается лавинообразно и может поглотить педагогов. Надо перестать мордовать школьных учителей.
— Слышала, что учителям еще самим предстоит пройти ЕГЭ по своим предметам...
— Да, есть такой эксперимент: для начала собираются проверить знания школьных учителей-историков. Это форменное безобразие, потому что эксперимент собираются провести накануне внедрения единого учебника по отечественной истории и до того, как учителя пройдут повышение квалификации, связанное с переходом на новый историко-культурный стандарт. Я написал уже официальное письмо вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой отменить конкурс, который, правда, уже завершился в конце ноября. И сейчас Минобразования выбирает победителя — того, кто будет заниматься таким безобразием. Можно только представить, какие контрольно-измерительные материалы для учителей с 40-летним педагогическим стажем подготовит выигравшее конкурс некое частное предприятие. Это полная профанация и издевательство над учителями?! Ведь и так все учителя проходят регулярную аттестацию — это обязательная процедура, и введение дополнительной процедуры сдачи ЕГЭ — избыточная мера. Я приводил этот аргумент чиновникам ведомства господина Ливанова, но, видимо, они не в курсе, что есть такая аттестация, или же считают ее несостоятельной. Но тогда надо освободить от нее учителей. Самое интересное, что такая проверка знаний школьных учителей нигде не прописана, у нее нет никаких правовых оснований, и педагоги могут от нее отказаться — им за это ничего не будет. Не прописаны и никакие правовые последствия: что будет в случае положительного результата — учителям дадут медаль или премию? А если учитель не пройдет эту процедуру, его уволят? Уверен, эта «левая» процедура абсолютно избыточна, но кто-то на ней хорошо заработает.
— К слову, в ноябре народу должны были явить единый учебник истории, но его до сих пор нет...
— Никто его не видел — мы тоже гранки не видели, хотя, считаю, раз этот учебник ждет вся страна, то он должен появляться в онлайн-режиме: написана новая глава — пожалуйста, ознакомьтесь. Но почему-то это делается кулуарно. И чтобы понять, что же получится в итоге, нам придется ждать до марта 2015 года — именно на это время, по словам Дмитрия Ливанова, сдвинуты сроки появления единого учебника истории.
✓ ЕГЭ в этом учебном году пройдет в две волны: в апреле и в мае — июне. Выпускники этого года и предыдущих лет смогут сдавать ЕГЭ с апреля по июнь. Решить, какие предметы сдавать, нужно до 1 марта.
✓ ЕГЭ можно сдавать сразу после окончания изучения предмета. Например, итоговые испытания по географии теперь можно будет сдать сразу после 10-го класса.
✓ Зачет по сочинению служит допуском к ЕГЭ. А из ЕГЭ по русскому языку исчезнет часть с выбором ответа.
✓ В 2015 году в ЕГЭ по иностранному языку появляется устная часть. Пока устный компонент не является обязательным, но за него добавляется 20 баллов. Следует помнить, что 100 баллов за экзамен по иностранному языку можно получить, лишь выполнив и письменную часть (до 80 баллов), и устную (до 20 баллов). Кроме того, планируется, что с 2019 года ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным во всех школах.
✓ Также грядет разделение математики на базовый и продвинутый уровень. Базовый уровень могут выбрать те, кто не будет сдавать математику в вузы. А продвинутый уровень будут сдавать те, кому нужно сдавать математику как один из трех предметов при поступлении в вузы.
Метки: Школы Народное образование Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов