Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Владимир Гусев: Крыша не поехала, а паркеты восстановлены

Строгановский дворец, в котором уже столько лет идет реставрация, наконец поделился очередной порцией результатов

Восстановлены парадная анфилада и картинная галерея графа Строганова. На днях гости, приглашенные Государственным Русским музеем, которому принадлежит дворец,  могли убедиться в этом лично.

Федор ДУБШАН


Надо сказать, что были соблюдены все модные формальности этого года. В холле оркестр, одетый в мундиры и кивера, играл бравурные марши XIX века. У картины Кипренского с Евграфом Давыдовым позировал, натурально, почти такой же Евграф, в ментике и в усах.

— Здравствуйте, дорогие гости, — раздался голос откуда-то сверху. Все вздрогнули и посмотрели туда.

— Вы не думайте, что я говорю с вами отсюда оттого, что у меня поехала крыша, — продолжал голос, принадлежавший, как оказалось, директору Русского музея Владимиру Гусеву. Он стоял на балкончике под потолком зала. — Я просто хочу напомнить вам, что здесь было в 2003 году, когда друзья музея собирались в прошлый раз. Мы тоже тогда ходили по парадной анфиладе, но заканчивалась она здесь, в этом зале. Когда мы получили дворец, тут было секретное военное ведомство. Конкретно здесь хранилось досье КГБ на само это ведомство. Они оставили дворец в жутком состоянии. Не было полов, все текло. Секретное ведомство оставило систему энергообеспечения в полном «секрете»... А сегодня мы вам представляем продолжение и почти уже завершение ремонта парадной анфилады дворца!

Директор Русского музея Владимир Гусев произнес речь, стоя на балконе под самым потолком

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов...

— История России продолжается! Прошу, господа! — несколько невпопад воскликнул ряженый Евграф — и распахнул двери.

Евграф Давыдов сошел с портрета кисти Кипренского

Тут действительно было на что посмотреть: в некоторых залах под стеклом частично сохранилась первоначальная отделка XVIII века — должно быть, самого Растрелли, возводившего дворец. Сохранился и паркет XIX века. Зал с дубовым камином отделан, как охотничий кабинет в каком-нибудь английском замке. Лишние перегородки, «уплотнившие» дворец, были сломаны. Камины, зеркала, паркеты, мебельные гарнитуры были воссозданы заново — с использованием дорогих металлов и ценных пород древесины.

Здесь, в парадной анфиладе, располагалась и картинная галерея — которая была фактически первым музеем русского искусства в России. Строганов был президентом Академии художеств и пускал к себе студентов разглядывать картины. К сожалению, как признался директор Гусев, некоторые картины в советское время были распроданы — например, на Берлинском аукционе 1931 года. Поэтому восстановить точную композицию, конечно, не получается.

Для воссоздания наборных паркетов использовали ценные породы дерева

В конце концов публику запустили посмотреть и на незаконченную реставрацию — для сравнения. Физический кабинет, центр масонских обрядов и затей, был в состоянии руин. Все в пыли, светят какие-то прожектора, а в основании колонн виден подгнивший деревянный каркас.

— Сюда даже заходить опасно, — предупредил директор. — Тут пока могут уверенно находиться только реставраторы. Но я вас уверяю, что очень скоро мы приведем кабинет в порядок. Хотя еще остались незавершенные участки, на которые нам очень нужна финансовая поддержка. Расскажите это всем!

↑ Наверх