Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Владимир Путин: Нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний

В четвертой программной статье — «Демократия и качество государства» — премьер рассуждает, что конкретно нужно сделать для достижения этих целей

В четвертой программной статье — «Демократия и качество государства» — премьер рассуждает, что конкретно нужно сделать для достижения этих целей

В частности, считает глава правительства, необходимо реформировать политическую и судебную системы, победить коррупцию, наладить «обратную связь», предоставив гражданам возможность выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты.
По мнению премьера, в 90-е годы «под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений». Но общество прошло «трудный процесс взросления», поэтому самое время строить подлинную демократию и конкурентоспособное государство.
Некоторые тезисы статьи комментирует кандидат экономических и исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко.


«Сегодня в Государственную думу внесен целый пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы. Речь идет об упрощении порядка регистрации партий. Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в Думу и региональные законодательные органы. О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах президента страны… Но наряду с этим надо обратить первоочередное внимание на то, как в политическом механизме организован учет интересов социальных групп. Уверен, нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний».

— Российская система еще не является в такой степени демократической, как у других государств, например в Западной Европе, но она более демократическая, скажем, любого из государств Азии, за исключением Японии и Южной Кореи. Традиционно считается, что демократия — это институты и процедуры. То есть в стране должны быть созданы структуры политического управления, структуры гражданского общества и при этом должны соблюдаться такие процедуры, как выборы, например. Институт и процедуры в России еще находятся в процессе совершенствования. У нас, к примеру, трудно выстраиваются взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями, не очень влиятельны структуры гражданского общества, но в целом, если сравнивать ситуацию 1988 года с той ситуацией развития демократии, которая у нас есть сейчас, я бы сказал, что мы три четверти пути прошли — у нас создано почти все, но не все отлажено.


«Современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться. Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

— Это и есть демократия, когда население формирует органы власти и спрашивает с них, требует, чтобы они выражали общие интересы, а не каких-то узких групп. Очень хорошо, что кандидат в президенты все это произносит вслух, более того — называет частью своей предвыборной программы, это важно для структур гражданского общества, для интернет-сообщества — будет с кого потом спросить. Хуже было бы, если б кандидат говорил, что ничего поделать не может. То есть теперь само гражданское общество должно думать, каким образом создать мониторинг контроля исполнения этих обещаний, чтобы власть не расслаблялась.

«Несколько слов о перспективах развития проекта «электронное правительство». Сейчас нашим гражданам доступна любая информация о политических дебатах в парламенте, о состоянии мировых рынков, о браках и разводах голливудских звезд. А вот получить информацию о своих платежах за услуги ЖКХ, или посмотреть свою больничную карточку онлайн, или узнать о своем участковом полицейском в Интернете они чаще всего вообще не могут… Предлагаю, чтобы в течение этого года Общественная палата и Совет по гражданскому обществу и правам человека при президенте России разработали, провели публичное обсуждение и внесли проекты перечней обязательно размещаемой на сайтах образовательных и медицинских учреждений информации для клиентов. Нужно точнее нацелить проект «электронное правительство» на нужды и запросы граждан».

— Проект «электронное правительство» — скорее средство для достижения демократии, а не цель. Цель — это все-таки приближение власти к народу. А использование Интернета для повышения уровня транспарентности власти — средство. Собрать сто тысяч голосов в Интернете явно проще, чем на улицах города, да и транспарентность этой процедуры не совсем ясна: сколько человек действительно голосовали в Сети и т. д. Интернет хорош для распространения информации, но говорить о том, что нужно перенести институт власти в Интернет, надо осторожно. Но если понимать под «электронным правительством» приближение власти к обычным людям — упрощении процедур, предоставлении большей информации о правах людей, предоставлении услуг, — то быстро реализовать это вряд ли удастся, потому что у нас еще много людей, не имеющих стабильного выхода в Интернет. Но стратегически это правильно.

«Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существование муниципального уровня власти. В этой связи предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов».

— Конечно, малый бизнес был сильно задавлен, потому что над ним было и остается много структур контроля… Поэтому это решение правильное — оно ближе к интересам предпринимателей. Но с другой стороны, если малый бизнес не научится отстаивать свои интересы и защищать в суде свои права, то его участь незавидна, потому что российская судебная система по-прежнему работает отвратительно. Когда мы говорим об институтах, в том числе и об институтах правовой системы, которые регулируют власть на местах, то они очень несовершенны, ужасно неэффективны. Поэтому построение эффективной демократии должно идти сверху вниз и снизу вверх. Сверху вниз означает создание действующей правовой, законодательной и исполнительной систем власти. А снизу вверх — что граждане должны отстаивать свои интересы и знать, что если они будут ущемлены, то пойдут со своими жалобами в суд и там к ним отнесутся справедливо.

«Потенциал укрупнения субъектов Федерации далеко не исчерпан. Но действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно. Опираясь на мнение граждан. Нужно учитывать и тот факт, что территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития. А также — в разных социокультурных плоскостях, которые нельзя сравнивать по шкале «лучше — хуже». Образ жизни людей определяют разные традиции, обычаи, модели поведения. Поэтому безусловной ценностью для нас являются интеграторы, мощные скрепляющие факторы — русский язык, русская культура, Русская православная церковь и другие традиционные российские религии. И конечно, многовековой опыт совместного исторического творчества разных народов в одном, едином Российском государстве».

— Об укрупнении регионов говорят очень давно. Более того, если почитать российскую Конституцию, то там написано, что у нас 89 регионов, но если посмотреть на это реально — то у нас их 83. Процесс объединения, укрупнения регионов уже пошел, и понятно, к чему государство стремится: оно хотело бы создать более мощные регионы по числу федеральных округов. Но, на мой взгляд, не важно, будет у нас 83 региона или 50, главное, чтобы система власти работала так, как это должно быть в федеральном государстве. Вся эта система отлажена и прекрасно работает, например, в Китае.

↑ Наверх