Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Владимир Путин: Нельзя пинать будущее страны, как футбольный мяч

Встреча на Валдае вновь сделала президента России самой популярной и обсуждаемой во всем мире персоной

Выступление российского президента на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», в который входят представители мировой интеллектуальной элиты, было посвящено многообразию России в мире. Но все же главной была мысль: движение России вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения.

Отметив представительность и беспрецедентное число участников заседания (более 200 российских и зарубежных политиков, духовных лидеров из более чем 30 стран мира), а также само место для дискуссий — Валдай, духовный центр России, «одна из колыбелей нашей государственности», Владимир Путин обратил внимание собравшихся на то, что в обществе все чаще звучат вопросы: «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?». «Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно, — заметил президент. — Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции». 

Приводим краткие тезисы из выступления президента и последующей дискуссии.

О новой идеологии

— После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались.

Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало так же, как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера. 

О стремлении к взаимопониманию 

— Нам всем — и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам — всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать, а пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм.

А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно еще любого другого национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя.

Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. 

О патриотизме

— У нас практически нет такой семьи, которую бы обошли стороной беды прошлого века. Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычеркивая неприглядные или идеологически неудобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима. Но без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна.

О национальных корнях

— Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют или называют их как-то по-другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника — нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису.

О религиозных ценностях 

— Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение.

О мультикультурализме

— В европейских, да и в ряде других стран так называемый мультикультурализм — во многом привнесенная искусственно, сверху внедряемая модель — ставится сейчас под сомнение, и понятно почему. Потому что в основе лежит своего рода плата за колониальное прошлое. Не случайно сегодня политики и общественные деятели самой Европы все чаще говорят о крахе мультикультурализма, о том, что он не способен обеспечить интеграцию в общество иноязычных и инокультурных элементов. В России, на которую пытались в свое время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство... У нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живет в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.

О евразийской интеграции 

— Наш абсолютный приоритет — это тесная интеграция с соседями. Будущий Евразийский экономический союз, о котором мы много говорим последнее время, — это не просто набор взаимовыгодных соглашений. Евразийский союз — это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире. Евразийская интеграция — это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии. 

О сирийском конфликте

— Сирия объявила о том, что она готова присоединиться, не только готова присоединиться, она считает себя уже присоединившейся к Международной конвенции о нераспространении химического оружия — это практические шаги, которые сирийское правительство уже сделало. Удастся ли довести все до конца? Я на сто процентов не могу сказать. Но все, что мы видели до сих пор за последнее время, за последние дни, внушает уверенность в том, что это возможно и что это будет сделано.

О правах меньшинств

— Однополые браки детей не производят. За счет мигрантов вы хотите выживать? Вам и мигранты тоже не нравятся, потому что общество не может адаптировать такое количество мигрантов. Ваш выбор является таким, какой он есть во многих странах: признание однополых браков, право усыновления и так далее. Но позвольте нам сделать наш собственный выбор, как мы его видим для собственной страны.

Что касается прав, то повторяю еще раз: представители сексуальных меньшинств у нас никак в правах не ограничены. Я уже многократно говорил, я общаюсь с этими людьми, вручаю им даже государственные награды, медали и так далее, если они заслужили это, осуществляя свою деятельность в искусстве, на предприятиях и так далее. Это нормальное дело в нашей политической практике. Не нужно нагнетать того, чего нет. Это избыточные страхи.

Комментарий 

Петербургский политолог, публицист Юрий Светов:
— Если посмотреть на свою историю — что на великокняжескую Россию, что на императорскую, что на СССР, то становится понятным, что в мире Россия всегда выделялась военной силой, культурой и наукой. При этом культура и наука, скажем так, составляли духовное основание для военной силы. И те, кого беспокоит ситуация в стране, полагают, что государство должно делать ставку на развитие культуры и науки. Наши проблемы в культуре и науке связаны с нехваткой внимания государства, что прежде всего выражается в вопросах финансирования, которое и недостаточное, и нецеленаправленное. Произнесенные президентом слова на Валдае о духовности, о моральном кризисе важны, и люди ждут ответа, например, на вопрос, почему у нас такое телевидение. Почему по нашим телеканалам показывается продукция — стрелялки, ужастики и прочая, которая имеет разрушительный эффект. Мы должны видеть болевые точки, говорить о тех людях, кто уязвим и ущемлен жизнью, а также о тех, кто состоялся в жизни, которые умеют добиться результата, умеют работать, дружить — я знаком с такими людьми, но увидеть их на экране телевизора мне не удается. А ведь роль телевидения важна и становится одной из ключевых. Кстати, единый день голосования, 8 сентября, показал, что недоверие телезрителей привело к тому, что в период избирательной кампании на личный выбор человека стали влиять Интернет и различные слухи. И я бы хотел от президента услышать конкретные слова, увидеть конкретные шаги, связанные с поддержкой культуры, науки... Считаю, что от администрации президента должны последовать соответствующие законопроекты, конкретные рекомендации по финансированию. Хочу заметить, что мне было очень интересно смотреть трансляцию выступления президента, дискуссию экспертов, и мне непонятно, почему такого рода контакты с общественностью отсутствуют у руководителей регионов, почему они не проводят такие мозговые атаки? Им надо этому учиться. 

Между тем

Фото российского президента на обложке популярного американского журнала «Тайм» увидел весь мир, кроме самих американцев. 

Статья «Мир согласно Владимиру Путину», опубликованная в очередном номере еженедельника, стала одной из главных. Подпись под портретом российского президента, опубликованном на обложке журнала, стояла следующая: «Слабая и болтливая Америка, богатая и возрождающаяся Россия. Ее лидер не обращает внимания на то, что о нем говорят». Все бы ничего, но когда стали сравнивать журналы, напечатанные для США и для других стран, выяснилось, что на американском издании вместо портрета Владимира Путина представлено фото легкоатлета... Вот такая демократия по-американски.

↑ Наверх