Владимир Путин: Россия не будет вставать в позу, о чем-либо просить
В Сочи на встрече с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» президент России выступил с программными заявлениями, которые СМИ тут же назвали «второй Мюнхенской речью»
На 11-ю конференцию клуба 24 октября съехались 108 экспертов, писателей, ученых, историков и политологов из 25 стран мира, чтобы обсудить тему «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?».
«Рассчитываю, что так называемый дух Валдая удастся сохранить, а это свобода, открытость, возможность высказывать самые разные и при этом всегда откровенные мнения», — первым делом заметил президент и добавил, что не разочарует, будет говорить прямо, откровенно.
Приводим краткие тезисы из выступления президента.
Фото: пресс-служба президента РФ
О «холодной войне»
— «Холодная война» закончилась. Но она не завершилась заключением мира, понятными и прозрачными договоренностями о соблюдении имеющихся или о создании новых правил и стандартов. Создалось впечатление, что так называемые победители в «холодной войне» решили дожать ситуацию, перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы. И если сложившаяся система международных отношений, международного права, система сдержек и противовесов мешала достижению этой цели, то ее тут же объявляли никчемной, устаревшей и подлежащей немедленному сносу.
Так ведут себя, извините, нувориши, на которых вдруг свалилось огромное богатство, в данном случае в виде мирового господства, мирового лидерства. И вместо того чтобы им этим богатством грамотно, аккуратно распорядиться, в том числе и в свою, разумеется, пользу, считаю, что наломали много дров.
О национальном суверенитете
— В условиях доминирования одной страны и ее союзников, или, по-другому сказать, сателлитов, поиск глобальных решений зачастую превращался в стремление навязать в качестве универсальных собственные рецепты. Амбиции этой группы возросли настолько, что вырабатываемые в ее кулуарах подходы стали преподноситься как мнение всего мирового сообщества. Но это не так. Само понятие «национальный суверенитет» для большинства государств стало относительной величиной. По сути, была предложена формула: чем сильнее лояльность единственному центру влияния в мире, тем выше легитимность того или иного правящего режима.
Об однополярности
— Момент однополярности убедительно продемонстрировал, что наращивание доминирования одного центра силы не приводит к росту управляемости глобальными процессами. Напротив, подобная неустойчивая конструкция доказала свою неспособность эффективно бороться с такими подлинными угрозами, как региональные конфликты, терроризм, наркотрафик, религиозный фанатизм, шовинизм и неонацизм. В то же время она открыла широкую дорогу для проявления национального тщеславия, манипулирования общественным мнением, грубого подавления воли слабого волей сильного. По своей сути однополярный мир — это апология, апологетика диктатуры и над людьми, и над странами. Кстати, однополярный мир оказался некомфортным, неподъемным и сложно управляемым для самого так называемого самоназначенного лидера, и вот сейчас только об этом тоже было сказано вслух, с этим я полностью согласен. Отсюда сегодняшние попытки уже на новом историческом этапе воссоздать некоторое подобие квазидвуполярного мира, квазидвуполярной системы — как удобную модель воспроизводства в данном случае американского лидерства.
О санкциях
— Я считал и считаю, что политически мотивированные санкции были ошибкой, которая наносит ущерб всем… Мы понимаем, как и под чьим давлением принимались эти решения. При этом Россия не будет, хочу обратить ваше внимание на это, не будет вставать в позу, обижаться на кого-либо, кого-либо о чем-либо просить. Россия — самодостаточная страна. Мы будем работать в тех внешнеэкономических условиях, которые сложились, развивать свое производство и технологии, действовать более решительно в проведении преобразований, а внешнее давление, как это было не раз, только консолидирует наше общество, не дает расслабиться, я бы сказал, заставляет концентрироваться на основных направлениях развития. Санкции, конечно, нам мешают, этими санкциями нам пытаются навредить, блокировать наше развитие, подтолкнуть к самоизоляции в политике, в экономике, в культуре, то есть к отсталости. Но мир кардинально изменился. Мы не намерены от него закрываться, всегда готовы к диалогу, в том числе и по нормализации экономических отношений и политических тоже.
Фото: пресс-служба президента РФ
О хаосе на Украине
— Мы вели дискуссии по всем темам, связанным с ассоциацией Украины с ЕС, настойчиво, но абсолютно цивилизованно, предъявляя очевидные доводы и аргументы, указывали на возможные проблемы. Нас никто не хотел слушать, и разговаривать никто не хотел, нам просто сказали: это не ваше дело, вот и вся дискуссия. Вместо сложного, но, подчеркну, цивилизованного диалога дело довели до государственного переворота, ввергли страну в хаос, в развал экономики, социальной сферы, в гражданскую войну с огромными жертвами.
Зачем? Когда я спрашиваю коллег своих, ответа нет вообще, никто ничего не отвечает. Все разводят руками: так получилось. Не надо было поощрять таких действий — прежний президент Украины Янукович все подписал, со всем согласился. Зачем это надо было делать? Это что, цивилизованный способ решения вопросов? Видимо, те, кто без конца ляпает все новые и новые «цветные революции», считают себя гениальными художниками и никак остановиться не могут.
О приоритетах
— Россия свой выбор сделала, наши приоритеты — дальнейшее совершенствование институтов демократии и открытой экономики, ускоренное внутреннее развитие с учетом всех позитивных современных тенденций в мире и консолидация общества на основе традиционных ценностей и патриотизма. У нас интеграционная, позитивная, мирная повестка дня, мы активно работаем с нашими коллегами по Евразийскому экономическому союзу, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, с другими партнерами. Эта повестка направлена на развитие связей между государствами, а не на разъединение. Мы не собираемся сколачивать какие-либо блоки, втягиваться в обмен ударами. Не имеют под собой основания и утверждения, что Россия пытается восстановить какую-то свою империю, покушается на суверенитет своих соседей. Россия не требует себе какого-либо особого, исключительного места в мире, я хочу это подчеркнуть. Уважая интересы других, мы просто хотим, чтобы и наши интересы учитывали, и нашу позицию уважали.
О «поведении в Крыму»
— Что касается нашего поведения в Крыму. Это статья 1, часть 2 Устава Объединенных Наций — право на самоопределение. Все прописано, и не просто как право на самоопределение, а как цель Объединенных Наций. Посмотрите внимательно на статью, посмотрите, что там написано.
Я не понимаю, почему люди, проживающие в Крыму, не имеют на это права, так же, как люди, проживающие, скажем, в Косово… Почему в одном случае белое считается белым, а во втором то же самое белое объявляется черным? Чушь, и мы с этим никогда не согласимся…
Решение о проведении референдума принял абсолютно легитимный представительный орган власти Крыма — парламент Крыма, избранный, кстати говоря, по украинскому закону несколько лет назад, до всех этих тяжелых событий. Именно он объявил о проведении референдума, а потом на основе этого референдума, так же как в Косово, принял декларацию о независимости и обратился к Российской Федерации с просьбой принять Крым в состав Российского государства.
Вы знаете, кто бы что ни говорил и как бы ни старались наковырять что-то, это очень сложно сделать, имея в виду и то, как было сформулировано решение суда ООН, который ясно заявил, что согласия верховной власти той или иной страны — применительно к косовскому прецеденту — на решение вопроса о самоопределении не требуется.
О ценах на энергоносители
— Вы знаете, что мы посчитали бюджет следующего года исходя из 96 долларов за баррель. Но мы полностью будем исполнять все наши социальные обязательства, это совершенно очевидно. Мы не пойдем ни на какое резкое изменение макроэкономических показателей и макроэкономической политики. Мы будем следить за нашими золотовалютными резервами и за курсом национальной валюты, будем постепенно переходить к плавающему курсу. Не будем «палить» наши резервы бездумно, но будем использовать их для определенной балансировки. Мы, конечно, будем следить за уровнем безработицы, а она сейчас у нас находится на минимальном уровне. Будем, если потребуется, сокращать неэффективные расходы.
Но повторяю, прежде всего будем делать упор на привлечение инвестиций, в первую очередь частных.
О прямоте
— Когда-то, когда Бисмарк появился на международной европейской арене, про него сказали: он опасный человек, он говорит то, что думает. Я тоже всегда стараюсь говорить то, что думаю, чтобы разговор был более конкретным и более эффективным. Может быть, это и является вещью привлекательной, во-первых. Во-вторых, это еще и многим импонирует, потому что не многие могут себе такое позволить. Но Россия может.
О национализме
— Самый большой националист в России — это я. Но самый большой, самый правильный национализм — выстраивание действий и политики таким образом, чтобы это пошло на благо народу. А если под национализмом понимается нетерпимость к другим людям, шовинизм, это будет разрушать нашу страну, которая изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Это не только тупиковый путь, это путь к саморазрушению. Россия сделает все, чтобы этого не случилось.
О России
— То, что для меня Россия — это вся моя жизнь, — совершенно очевидный факт. Я не могу себя представить вне России ни на одну секунду. Я уже говорил об этом, из архива подняли родо-словные моих родственников: недалеко от Москвы, 120 километров, деревня, где жили мои родственники с XVII века и ходили все эти столетия в одну и ту же церковь. И я чувствую свою связь с Русской землей и с русским народом, жить вне России не смог бы никогда, а Россия, конечно, обойдется без таких, как я, в России много людей. Но если уж оказался там, где я сегодня нахожусь, я считаю своим долгом сделать все для ее благополучия, для развития, для защиты ее интересов.