Владимир Путин: Стоит подумать о единых учебниках истории России
Президент обозначил приоритеты в реализации национальной политики страны
Cегодня во всем мире отмечается Международный день родного языка. А накануне президент Владимир Путин провел заседание совета при президенте по межнациональным отношениям. На повестке дня были планы по реализации cтратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года. Президент сделал ряд важных заявлений. Приводим выдержки из стенографической записи, опубликованной на сайте президента РФ.
— «Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причем на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации.
Многое в этом плане делается в рамках федеральной целевой программы «Русский язык на 2011 — 2015 годы». В общем, на эти цели выделяется 2,5 миллиарда рублей до 2015 года. Но было бы неверно опираться лишь на одну эту программу. Необходимо расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией и на федеральном уровне, и во всех без исключения регионах страны».
— «Внимание к русскому языку — это, казалось бы, такая естественная вещь, но порой создается впечатление, что мы недооцениваем значимость этого явления для нашей страны, для нашего государства. Как-то считается, что это такая данность, как воздух, и она сама по себе будет существовать и развиваться.
Но если мы с вами заглянем в некоторые населенные пункты где-нибудь на окраине Российской Федерации, не уверен, что мы обнаружим такое же знание языка, как в некоторых городах-миллионниках. Между прочим, это разрушает страну, такая вот ситуация, и людям создает проблемы, потому что они едут учиться и работать хотят там, где русский язык нужен. Я уже не говорю о других составляющих этого процесса».
— «Думаю, что правительству следует представить глубоко продуманные предложения по проведению Дня русского языка в 2013 году и на перспективу — не формальные, а содержательные, соответствующие масштабу и значимости темы».
— «Второй момент — роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними… Формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны».
— «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур.
Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам».
— «На сегодня в России зарегистрировано 989 национально-культурных автономий. Кроме того, действуют многочисленные национальные объединения, союзы, региональные ассоциации. Все эти структуры обладают огромным гуманитарным потенциалом и способны стать эффективной площадкой для межэтнического и культурного обмена.
Подчеркну, что в соответствии с новыми положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» подобные структуры смогут теперь получать господдержку как социально ориентированные некоммерческие объединения».
— «Нам в целом важно определиться с господдержкой проектов, связанных с отечественной историей. Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российских земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные, ангажированные спекуляции на эту тему».
— «Нужно сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов России, создавать своего рода календарь таких событий как минимум на период с 2013-го по 2025 год и, соответственно, обеспечить их широкое освещение в средствах массовой информации, научной литературе, в образовательной и культурной сфере».
— «Следует оказать поддержку студенческому волонтерскому движению в работе по восстановлению памятников культуры народов Российской Федерации, совместно с институтами Российской академии наук и Российской академии образования проводить историко-этнологические и этнополитические сборы студентов, молодых ученых и так далее».
— «Значимым ресурсом поддержки общественных инициатив призвана стать федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанная на 2014 — 2018 годы. Правительство ее сейчас активно готовит».
Можно вопрос?
1. Поддерживаете ли вы идею единого учебника истории?
2. Как нам сохранять русский язык?
Руководитель фракции КПРФ в ЗакСе Владимир Дмитриев:
1. Считаю, что инициатива президента несколько запоздала. Такие вещи, которые творятся с учебниками истории — чтобы на всю Великую Отечественную войну было отведено полтора абзаца, — вообще нельзя было допускать. Сколько теперь нужно времени и денег, чтобы это исправить? Думаю, надо взять за основу тот учебник, по которому учился я с 1966 по 1976 год, и изучать. Возможно, он был заидеологизирован, его надо подкорректировать, но суть верна. А то поручат его делать каким-нибудь соросовским специалистам, и получим опять одиозную картину — если написано о коллективизации, то это обязательно голод, если о советском строе, то обязательно ГУЛАГ, если о Великой Отечественной войне — то обязательно Перл-Харбор и Северная Африка.
2. Объективно сложилось так, что раньше не было острой необходимости делать упор на празднике русского языка и раскручивать его. Потому что с русским в советское время все было как надо. А сейчас утрачены очень важные вехи, потеряны ориентиры, поэтому надо незамедлительно раскручивать эту тему и выстраивать систему взглядов, что русский язык — государственно-образующий, идти через Пушкина, Лермонтова, ведь это целый пласт культуры, основа, на которой и дальше продолжится тысячелетняя история России. И чем больший статус ему дадут, тем лучше.
Депутат ЗакСа Марина Шишкина («Справедливая Россия»):
1. Считаю, что к учебникам нужно относиться профессионально — они не должны рождаться в недрах, скажем, президентской администрации. Это должно быть такое пособие, над составлением которого поработают эксперты, авторитетные ученые, — они должны принять концепцию, выстрадать ее, утвердить и только после этого присвоить гриф. А у нас в последнее время кому только этот гриф не давали! Здесь не надо торопиться, не нужно переписывать историю — мы уже столько раз ее переписали...
2. Русский язык тоже связан с понятием государственности и патриотизма. На самом деле забота о русском языке вызвана тем, что у нас патриотизм тает. Конечно, надо воспитывать настоящую любовь к русскому языку — она ведь не воспитывается искусственно, по принципу: я родину люблю, поэтому надо на русском языке разговаривать.
Глава комитета по законодательству ЗакСа Виталий Милонов («Единая Россия»):
1. То, что Владимир Путин выступил с инициативой единого учебника истории, абсолютно правильно. Художественные или политические пристрастия руководителя образовательного учреждения не должны отражаться на детях. Ребята, которые ходят в школу, должны получать стандарт по истории. В конце концов дети могут факультативно изучать то или иное направление, но базовое образование должно быть одинаковым. А у нас какая-то анархия происходит, особенно это относится к учебникам истории, когда даются не факты, а их оценка. В зависимости от автора-составителя дети могут получать диаметрально противоположную картину, оценку событий. Кто-то говорит, что Ленин был величайший освободитель всех бабушек и крестьян, а кто-то, что он — кровавый вампир. А когда в магазине предлагают детскую книгу под названием — я цитирую — «Похождение как...шки», то это недопустимо! Мне на днях прислали книгу для школьников начальных классов «Твоя сексуальность». Естественно, эта книга переводная, у нее иностранный автор. Должна быть цензура — в хорошем смысле.
2. Считаю, что одного Дня русского языка мало, нужна целая декада русского языка с массовыми мероприятиями, конкурсами, олимпиадами, с максимальной популяризацией родного языка. И чтобы это финансировалось из госбюджета, чтобы шла трансляция по центральным каналам. И тогда это будет не шоу с перетряхиванием грязного белья, а шоу, когда тот же ведущий Малахов целую неделю будет выявлять самого эрудированного, самого умного, самого продвинутого мальчика или девочку! И чтобы наши дети не молились на какую-то женщину по имени Гага, а мечтали бы попасть на главное шоу страны, где побеждает не тот, у кого ноги длиннее и трусы меньше площади занимают, а тот, кто умнее, и тот, кто лучше знает культуру, язык. Ведь по сути дела у нас 364 дня в году идет празднование американского языка — посмотрите, целый год в кинотеатрах идут американские фильмы! И только один день (менее 1%) выделен на празднование русского языка. А это должен быть один из главных праздников в году.
Метки: Вектор власти Истоки Школы Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов