Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Владимир Путин: В России надо воссоздать рабочую аристократию

В своей пятой по счету предвыборной статье, опубликованной во вчерашнем номере «Комсомольской правды», — «Строительство справедливости. Социальная политика для России» — премьер-министр и кандидат в президенты России рассказал о социальных проблемах и о способах их решения

Цель — строительство справедливости во всех сферах: образовательной, культурной, производственной, ЖКХ. Премьер предлагает срочные меры: повысить оплату труда преподавателей государственных вузов, а также врачей, медперсонала, повысить стипендии на 5 тысяч рублей в месяц, выплачивать многодетным семьям спецпособие при рождении третьего и последующих детей, снизить цены на жилье. Владимир Путин также высказался против повышения пенсионного возраста, но за повышение пенсий, реформирование пенсионной системы и главное — за стратегию народосбережения, чтобы сберечь 50 млн. человеческих жизней и увеличить народонаселение России до 154 млн. человек.
Краткие тезисы статьи «Вечёрка» попросила прокомментировать политолога, президента фонда «Политика», декана факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Вячеслава Никонова.


«Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 —
2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников… Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры…».

— Все это необходимо сделать, иначе мы будем учить людей для других стран, для других отраслей экономики. Еще в 90-е годы у нас обвалились все эти зарплаты в школах, в учебных заведениях — учителя, преподаватели оказались не столь нужны государству, которое занималось совсем другими вещами. Хотя во всем мире это наиболее оплачиваемые профессии (так было и у нас в дореволюционной России).
А потом получилось так, что профессора, молодые специалисты начали уезжать из страны или переходить в разные отрасли. Результатом этого, несмотря на большие усилия в области образования, явилась очень заметная деинтеллектуализация страны. И если эта проблема не будет решена, то люди так и будут заканчивать наши вузы и работать по профессии, но за границей.

«Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов — в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей — в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств. В конечном счете заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг».

— Для того чтобы найти деньги на образовательные программы, должен расти ВВП. И если ВВП будет расти до полутора процентов в год, то деньги найдутся безболезненно. В 2011 году ВВП вырос на 4,5%, в этом году ожидается рост на 5%. Поэтому, как только растет ВВП, растут и бюджетные поступления. Если экономика будет расти, то эти и многие другие программы будут реализовываться. На протяжении всех последних лет у нас был профицит бюджета, а по золотовалютным резервам мы третьи в мире, то есть у нас есть подушка безопасности для экономики и возможный источник для решения тех или иных проблем в случае, если они возникнут.

 

Спрос на квалифицированных рабочих должен быть подкреплен высокими заработками..

«Не менее значимая проблема — квалификация и социальное самочувствие рабочих — тех, кто является становым хребтом любой экономики. Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования... Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников — около десяти миллионов человек (с семьями — 25 миллионов)».

 

— В 90-е годы у нас было закрыто больше половины предприятий промышленности. И квалифицированные рабочие не могли найти себе применение — они были выброшены за стены производства. За эти 20 лет у нас произошла серьезная деквалификация рабочей силы. Поэтому, действительно, надо перестраивать рынок труда квалифицированных рабочих. Кстати, рабочая аристократия у нас существовала в царской России. Помнится, как-то Никита Хрущев в начале тридцатых годов, когда стал секретарем московского горкома партии, сказал коллегам, что наконец-то он стал получать столько же денег, сколько получал до революции, работая на заводе.

«Мы не можем останавливаться и в совершенствовании пенсионной системы… Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста. В то же время необходимо учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. Уже в самое ближайшее время надо предусмотреть такую возможность».

— Хочу сказать, что нигде в мире женщины не уходят на пенсию в 55 лет. Мужчины в 60 лет тоже не уходят. У нас самый низкий уровень выхода на пенсию. И мне кажется довольно странным, что мои одноклассницы и однокурсницы стали резко пенсионерками, но я среди них не обнаружил никого, кто не хотел бы продолжать работать. Я считаю, что чем человек дольше работает, тем лучше для него — у него есть заработок. Он поддерживает себя в интеллектуальной и физической форме. Поэтому я сторонник тех мер, которые предлагает Владимир Путин.
Что касается реформирования пенсионной системы, то это придется делать, потому что у нас с каждым годом растет количество иждивенцев на одного работающего. Это вечно продолжаться не может. Поэтому должна быть накопительная пенсионная система — она должна заработать.

«Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии — т. е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер — к 2050 году население составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения, население России увеличится до 154 млн. человек. Таким образом, историческая цена выбора между действием и бездействием — почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.
…В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы».

— Сбережение народа — это наша задача. Хотя у нас сейчас живет больше людей, если учитывать мигрантов, особенно нелегальных. Если говорить о механизмах увеличения рождаемости и сокращения смертности, то многие вещи названы в статье Путина. Действительно, демография состоит из трех вещей — рождаемости, смертности и миграции. Рождаемость надо стимулировать — в статье названы достаточно серьезные меры материального стимулирования, но это еще и фактор культуры — поэтому здесь нужен определенный пиар. Что касается смертности, то у нас структура смертности не отличается от западных стран, кроме одной категории: молодые мужчины трудоспособного возраста, которые спиваются, устраивают поножовщины, гибнут в автокатастрофах и т. д. И решение проблемы этой части нашего населения — прежде всего нормальная занятость для мужчин — значительно улучшит демографическую ситуацию. А насчет миграции — Владимир Путин предложил меры регулирования миграции и ее качественного состава, чтобы не создать этнического и религиозного дисбаланса.

↑ Наверх