Власть «двойной фильтрации»
Обсуждаем закон о прямых выборах губернаторов
После того как Госдума окончательно приняла закон о прямых выборах губернаторов, а Совет Федерации его одобрил, в российском обществе стали активно обсуждать этот документ. Напомним, еще в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин, который в свое время выдвинул идею назначения губернаторов, предложил вернуться к их выборности, а президент Дмитрий Медведев в январе внес законопроект о прямых выборах губернаторов в Думу. Закон вступит в силу
1 июня 2012 года, разумеется, после того, как будет подписан главой государства.
Полномочия нынешнего хозяина смольного действуют до 2016 года.
В законе также предусмотрен муниципальный фильтр — каждому кандидату необходимо собрать 5 — 10% нотариально заверенных подписей муниципальных депутатов (необходимый процент определяют власти региона) из не менее чем 75% муниципальных образований.
При этом муниципальный депутат может голосовать только за одного кандидата. Выборы глав региона проходят в два тура, и победившим будет считаться тот, кто наберет более 50% голосов. Кстати, губернаторы не могут находиться на своем посту более двух сроков подряд. Более того, те градоначальники, которые были отрешены от должности, также не имеют права в течение двух лет участвовать в выборах главы региона. Что касается отзыва губернаторов, то для этого необходимо провести референдум и собрать не менее 25% подписей избирателей. При этом за отзыв губернатора должны проголосовать более половины избирателей, зарегистрированных в регионе (а не только пришедших на участки).
По закону президент самостоятельно определяет порядок проведения консультаций с партиями, выдвинувшими кандидатов, и с самовыдвиженцами (это так называемый президентский фильтр).
Комментарии
Проректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Сергей Марков:
— Мне кажется, что это огромный прорыв в отношениях, это, безусловно, шаг вперед. Во многих странах это сравнивалось бы с определенной политической революцией. Мы видим, что переход к выборам губернаторов связан с большими изменениями в формировании политической власти. И хотя я считаю, что муниципальным депутатам надо дать право подписывать не за одного, а за нескольких кандидатов в губернаторы, тем не менее выборы прямые. Думаю, должно реализовываться два принципа. Первый — это зависимость губернатора от жителей региона, а второй — зависимость его от системы исполнительной власти. Конечно, нельзя бросаться из крайности в крайность: в 90-е годы была одна крайность — фронда региональных баронов против президента, а другая — отмена прямых выборов губернаторов. Мне кажется, что должно быть вето президента, которое важнее муниципального фильтра. Это правило отрезвило бы многих популистов в региональных группировках. Проблема заключается еще и в том, что есть возможность купить муниципальных депутатов, и здесь очень важно поставить заслон всевластию денег. С точки зрения антикоррупционной прямое вето президента очень важно. А муниципальный фильтр есть, например, во Франции, но в той же Франции нет всевластия денег, а у нас есть. Думаю, закон важный, но нуждается в доработке.
Член Совета Федерации от Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов:
— Конечно, в этом законе есть и свои минусы, и свои плюсы, он небезупречен. Например, так называемый президентский фильтр оказался нежестким, ведь президент и без новой нормы имеет право вести консультации и с кандидатами, и с партиями, которые их выдвигают. Закон не устанавливает это как обязательную часть процедуры. Также и муниципальный фильтр представляется мне избыточной и трудноисполнимой нормой для таких крупных регионов, как Санкт-Петербург и Москва, ведь закон устанавливает, что подписи муниципальных депутатов должны быть еще и нотариально заверенными. Кроме того, не совсем ясно, как физически кандидаты от других партий смогут заручиться поддержкой муниципальных депутатов, если, в частности, в Петербурге подавляющее большинство муниципальных депутатов являются представителями «Единой России», а остальные — самовыдвиженцы или беспартийные. На мой взгляд, этот момент с муниципальным фильтром демократии не способствует. Первые выборы по новому закону пройдут в тех регионах, где срок полномочий губернатора истекает до 1 января 2013 года. Это Новгород-ская, Брянская, Амурская области — там выборы главы региона пройдут осенью. Тогда мы и проверим эффективность созданной конструкции на практике.
Писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов:
— Мне не нравится эта идея — прямые выборы губернаторов, ничего хорошего из этого не выйдет. Вчера нам говорили, что выборы — преступление. А сегодня говорят, что это необходимость. В народе это называется — перенесение порток с гвоздя на гвоздок. Думаю, что это превратится в очередной фарс и приведет к хаотизации пространств.
Во всем мире выборы — дело скандальное
Заместитель председателя Городской избирательной комиссии Дмитрий Краснянский:
— Дмитрий Валерьевич, сейчас широко обсуждается вопрос о выборности губернаторов, давайте попробуем сравнить новый закон с тем, что был до этого...
— Раньше кандидатуры губернаторов президент предлагал Законодательному собранию, а оно утверждало или (теоретически) не утверждало кандидатуру. То есть фактически у нас прямых выборов губернаторов уже давно не было. Но с принятием нового закона у нас будут прямые выборы глав регионов. Правда, выдвижение кандидатур не такое, как было раньше, — сейчас нужно получить одобрение муниципальных органов, законодательных органов, но в итоге выборы все равно окажутся прямыми, и избиратели будут голосовать, выбирая из нескольких кандидатов. При этом кандидат в губернаторы должен быть не моложе 30 лет и может являться самовыдвиженцем либо выдвигаться партией.
— А муниципальный фильтр, который предусмотрен в законе, не станет тормозом, не приведет ли к профанации выборов?
— Думаю, что нет, поскольку депутаты у нас весьма и весьма разные, от разных партий, а учитывая, что в 2014 году вообще будут большие муниципальные выборы в Петербурге, — как там окажется в муниципалитетах, предположить сложно. Вот сейчас, к примеру, в Ленобласти муниципальные выборы прошли, и 50% оказалось у коммунистов. Так что муниципальный фильтр — это своеобразная палка о двух концах: как обернется — неизвестно.
— Считаете, надо доработать закон?
— Не знаю, это уже забота депутатов Государственной думы. По-моему, выборность губернаторов лучше, чем фактическая назначаемость. Понятно, что без проблем не обойдется, — у нас, как правило, законы годами притираются, могут и десятилетиями совершенствоваться. У нас до 2016 года разговор о выборах губернатора не идет, и рассуждать на эту тему рановато. Скажу, что закон действует в отношении тех субъектов Федерации, где заканчиваются полномочия действующих глав регионов. У нынешнего губернатора Георгия Полтавченко полномочия заканчиваются в 2016 году.
— И все-таки, на ваш взгляд, в чем принципиальное отличие нового закона от предыдущего?
— Принципиально то, что раньше губернатора выбирало Законодательное собрание, а теперь — народ.
— Но ведь народ, поддаваясь на различные уловки политтехнологов, и ошибиться может…
— Народ ошибиться не может. Еще римляне говорили: голос народа — голос Бога...
— Я помню, как петербуржцы выбирали губернатора Владимира Яковлева...
— Ну, тогда выдвижение было проще — нужно было либо собрать подписи, либо внести избирательный залог, либо выдвинуться от политической партии, представленной в Госдуме или в ЗакСе. И не нужно было проходить муниципальный и президентский фильтры. В остальном было все то же самое.
— И последний вопрос: как вы думаете, новый закон сделает выборы менее скандальными?
— Во всем мире выборы — дело скандальное: чем больше ставка, тем больше скандалов. Думаю, скандалов все равно не избежать, но в целом выборы будут проходить цивилизованно.
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Вектор власти Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов