Вместо шоколада — стеарины и глицериды
Общественные контролеры проверили любимое в народе лакомство
Предметом очередного исследования Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» стало всенародно любимое лакомство — зефир в шоколаде. Общественные контролеры закупили 8 образцов этой продукции разных производителей, которые отправили на экспертизу в лабораторию ФБУ «Тест — Санкт-Петербург».
Результаты испытаний показали, что три образца под названием «Зефир в шоколадной глазури», изготовленные ЗАО «КФ «Нева» (торговая марка «Лянеж»), ООО «Туриба» и кондитерской фабрикой «НПК» (торговая марка «Аншанте»), — были покрыты вовсе не шоколадом, а обычной кондитерской глазурью. Она напоминает шоколад лишь внешне, а на самом деле состоит из жиров, стеаринов, глицеридов и других веществ. На этикетках данных кондитерских изделий какао-масло, которого в настоящей шоколадной глазури должно быть не менее 12%, не упоминалось вообще. Налицо — нарушение требований ГОСТ Р 51074 — 2003, где ясно сказано: «Не допускается давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава...» Кроме того, нарушена и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора.
Комментируя результаты экспертизы, специалисты испытательной лаборатории ФБУ «Тест — Санкт-Петербург» разъяснили, что производители заменяют шоколад глазурью в кондитерских изделиях по следующим причинам.
Первая — кондитерские глазури обходятся дешевле, чем дорогостоящее какао-масло. Вторая — при производстве изделий с применением кондитерских глазурей лауринового или нелауринового типа исключается ключевая стадия производства шоколада — темперирование. Это сложный и длительный процесс, который требует большого опыта и мастерства технологов. Горячую шоколадную массу после интенсивного вымешивания при высоких температурах нужно охладить, но из-за содержания в ней какао-масла делать это приходится в несколько этапов. Темперирование необходимо для того, чтобы какао-масло перешло в наиболее стабильную форму. Для этого горячий шоколад сначала охлаждают до 28 °С, а затем снова нагревают — до 32 °С. Если хотя бы на одном из этапов темперирования будет нарушена технология, это сразу же отразится на внешнем виде и структуре шоколада. Например, на его поверхности может появиться характерный белый налет. Такая «седина» — результат неправильного темперирования. Причем проявляется «седина» не сразу, а спустя некоторое время.
Кроме того, при неправильном охлаждении шоколад может стать крупнозернистым и рассыпчатым. При этом его вкусовые свойства сохранятся, но вот товарный вид будет безнадежно испорчен. Вот поэтому производителям намного проще использовать заменители какао-масла: дешево и технологически удобно. Но только такая глазурь не имеет ничего общего с шоколадом!
Среди образцов, не прошедших испытания, оказался и «Зефир с фруктовым джемом в глазури «Элегия» производства ТМ «Рецепты, проверенные временем» (ООО «Квант», СПб), на упаковке которого не был указан состав глазури. Тем самым изготовитель нарушил требования ГОСТ Р 51074 — 2003. Кроме того, энергетическая ценность, указанная на этикетке, не соответствовала реальному содержанию углеводов в изделии, сам зефир оказался деформированным, с изломами, консистенция — суховатой и слегка «затяжистой», а поверхность — с «поседением». В итоге образец получил самую низкую дегустационную оценку — 2,5 балла.
Вывод: покупая кондитерские изделия, внимательно читайте этикетки. Название «Зефир в шоколаде» совсем не означает, что он действительно в шоколаде.
Между тем
В Европе с лишним весом борются налогами
По сообщению иностранных СМИ, в Венгрии начал действовать закон, по которому продукты питания, в которых слишком много сахара или соли, облагаются специальным налогом. Таким образом власти страны планируют выручить
74 млн. евро в год. Главная цель так называемого налога на чипсы — борьба с лишним весом жителей страны и забота об их здоровье. В правительстве надеются, что в целях экономии жители Венгрии сократят потребление газированных и энергетических напитков, чипсов, печенья и шоколада, а производители, чтобы не разориться, снизят содержание соли и сахара в своих продуктах.
В Дании аналогичный закон действует с 2009 года. Парламент страны также согласился повысить налоги на шоколад и газировку. А в нынешнем году в этой стране был введен первый в мире «жирный» налог — на продукты с высоким содержанием насыщенных жиров.
Не отстает и Финляндия. Там благодаря налогу на мороженое, который вступил в силу с 2011 года, пломбир и крем-брюле подорожали на треть.