Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Внимание! Садится инвалид»

Социальные маршруты оснастят системой, не имеющей аналогов в мире

В Петербурге презентовали инновационную систему звукового оповещения для незрячих пассажиров общественного транспорта, не имеющую аналогов не только в России, но и в мире. Журналистам показали белую коробочку, чуть больше мобильного телефона, с динамиком, отверстиями для наушников и зарядного устройства, парой кнопок и переключателей.

Так выглядит приемник, сообщающий слепому о приближении транспорта....

Когда автобусу, троллейбусу или трамваю остается до остановки 10 — 15 метров, приемник начинает вибрировать и объявляет, например: «Низкопольный автобус три-три, к станции метро «Черная речка». То есть обозначает вид общественного транспорта, номер маршрута и направление движения. Сообщение повторяется до тех пор, пока владелец «Ориентира 1» (так называется устройство) не отключит его специальной кнопкой. После этого он нажимает на устройстве кнопку «Вызов» и радиоинформатор над дверью автобуса начинает пищать, чтобы незрячий смог определить ее расположение. В это же время в кабине водителя загорается красная лампочка над табличкой «Внимание! Садится инвалид» и идет звуковой сигнал, чтобы тот был в курсе и при необходимости помог незрячему.

...а так — «тревожная лампочка» в кабине водителя.

По словам председателя комитета по транспорту Станислава Попова, до конца года подобными системами будет оборудовано 85 троллейбусов и 15 автобусов. В следующем планируется оснастить ими еще четыреста единиц подвижного состава.

— И даже больше, если позволит бюджет, — говорит г-н Попов. — Оборудовать один автобус такой системой стоит всего 15 тысяч рублей. Также их можно установить и в метро.

Распределением приемников между инвалидами займется Всероссийское общество слепых (ВОС). В этом году им будет бесплатно предоставлено несколько сотен приемников. По словам генерального директора компании — производителя устройства Леонида Аронова, в будущем от приемников можно будет отказаться, если удастся разработать специальное приложение для смартфонов, позволяющее работать с системой.

— Освоить этот прибор довольно просто, у меня получилось за 10 минут, — говорит председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС Алексей Колосов. — В идеале это должно быть устройство, с которым можно ориентироваться везде: и на улице, и на работе, и в аптеке...

Как отметил Леонид Аронов, это вполне реально, коробки с передатчиками можно установить на остановках, ограждениях, в других важных местах. Также, по его словам, эта система разработана и производится в Петербурге и не имеет аналогов в мире. В этом году системы будут установлены на маршрутах, пролегающих рядом с предприятиями ВОС и местами массового проживания слепых. В ближайшие годы планируется оснастить такими системами все социальные маршруты городского транспорта.

Владислав НИКИТКИН, фото автора
↑ Наверх