Во что играли в детстве? В какие «Городки»?
В городе на Неве появился музей советских игровых автоматов
Когда кто-то выдумает что-то новое и в то же время очевидное, думаешь: как здорово, и почему же раньше эта ниша пустовала! Так и с советскими игровыми автоматами. Стояли они, как разбитые памятники, двадцать лет по укромным уголкам российских городов. Вызывали у случайных прохожих всплески изумления и ностальгии. Да так и оставались там ржаветь. Оттого идея московских энтузиастов создать в Петербурге музей этих самых раритетов (в столице такой уже есть), причем исправно работающих, выглядит едва ли не долгожданной сенсацией.
Музей открыт на Конюшенной площади. В нем как живые стоят 40 игровых машин «made in USSR».
Современные дети
с изумлением
постигают
чудеса техники
30?летней давности.
Но как один
утверждают:
«Играть интересно».
По паркам, пионерлагерям и подвалам
Я застал закат игровой автоматной мании, но хорошо помню, как мы с родителями ходили порубиться в них в парк аттракционов. Каждый такой поход был как праздник. Потом эти автоматы куда-то исчезли. А несколько лет назад во время командировки в один северный город я увидел парочку таких в местном техникуме. Они стояли будто мебель у стены: с ними не знали что делать. Сразу захотелось нежно погладить кнопки этих свидетелей моего детства.
Что-то подобное, уверен, чувствовали и мои московские ровесники, когда в 2007-м тащили домой первый советский автомат.
— Да, это кусочек того далекого, дорогого нам мира, — рассказал мне один из основателей московского и петербургского музеев Александр Вугман. — Началось с того, что мы хотели иметь дома «Морской бой». Нашли. А потом стали искать другие. Набралась небольшая экспозиция, которую мы выставили в бомбоубежище при МАИ. Фонд пополнялся — мы собирали автоматы по всей стране: по старым паркам, бывшим пионерлагерям, подвалам каким-то. И постепенно скромная коллекция выросла в настоящий музей — в нем около 70 автоматов!
В петербургском филиале молодые люди собрали 40 машин. Здесь есть практически вся классика — «Морской бой», «Снайпер», «Авторалли». А также редкие модели — «Танковая атака», «Мини-кегли», «Городки». Жетон, как и четверть века назад, — 15-копеечная советская монета. На 350 входных рублей выдают 15 таких медяков. Разовая игра длится 2 — 3 минуты. В перерывах между сеансами можно попить из автомата газированную воду с сиропом, изготовленную по ГОСТу 1990 года.
Силомер «Репка» — пример сочетания национальных традиций и мировых технологий.
Никаких азартных игр и «развлекалова»
— В первый раз игровые автоматы появились в Советском Союзе в 1971-м, когда в Москве прошла всемирная выставка аттракционов, — просветила меня администратор музея Анна Егошкина. — Тогда же наша страна купила несколько таких образцов и почти сразу стала воспроизводить их копии, причем без всяких патентов. Где-то западные образцы усовершенствовались. Какие-то машины мы создавали с нуля. Всего за двадцать лет было создано около 100 различных отечественных моделей.
По словам Анны, советская сторона сразу сформировала и определенную политику «игрового поля». Если в западной культуре поощрялись азарт, агрессия и развлечение, то у нас отмели эти составляющие. Если силомер, то не ударный, как в Америке, а безобидный и ориентированный на традиции, — «Репка». Никаких карт, одноруких бандитов и денежных призов. Ставку сделали на развитие полезных навыков — ловкости, глазомера, логики.
Взрослым в этом музее еще интереснее, чем детям, — есть что вспомнить.
Тянешь «овощ» на себя
Звеня медяками в кармане, иду к той самой «Репке». Чтобы измерить свою силу, нужно упереться ногой в железный упор и тащить «овощ» на себя. Вытянешь до 40 килограммов — ты «мышка», свыше 200 — «дедка». С непривычки едва не надрываю спину. Из динамика при наборе очков утробно раздается: «Эй, ухнем!»
Следующая остановка — «Танкодром». Умиляет простота игры — игрушечные танки на магнитах, нарисованное картонное поле с желтыми пятнами — «минами». Стрелять, оказывается, ни в кого не нужно. Необходимо, управляя рукояткой, «правильно подъезжать к огневому рубежу». Подъехал — вражеский танк повержен. После джойстиков и клавиатур простой, как кусок деревяшки, рычаг отчего-то дается с трудом.
Вообще кажущаяся простота эта — мнимая. В отличие от виртуальной реальности тут ты выполняешь вполне «живые» действия, от которых мы точно отвыкли. Если целишься в прыгающего зайца в «Дуплете», то по-настоящему прижимаешь приклад к плечу и зажмуриваешь левый глаз. Если играешь в «Баскетбол», от силы твоего удара по кнопке зависит, как далеко улетит мяч. Пуская торпеды в «Морском бое», заглядываешь в перископ, отчаянно пахнущий резиной.
Западные игровые автоматы не так популярны, как советские раритеты: все-таки своя рубашка ближе к телу.
Цой и «Ротор»
Обращают на себя внимание марки заводов-изготовителей. Игру «Магистраль», например, делал завод НИИ «ДАР», производящий комплексы распознавания космических объектов «Крона». «Танкодромы» — ростовский «Горизонт», который специализировался на системах управления противокорабельных комплексов «Москит». «Воздушный бой» — алтайский завод «Ротор», изготавливающий комплектующие для ледоколов. Еще большую объемность картине придают выцарапанные на боках аппаратов корявые «Цой», «Группа №13», «Хром», «Олег».
Все-таки не просто ностальгия ведет сюда сотни петербуржцев. Это как будто встреча с самим собой. Вот жил ты в одном мире благополучно. А потом тебя вынули из него и насильно поместили совсем в другой…
«Дедули» и «внуки»
После 91-го года в нашей стране только одна компания пыталась продолжить традицию производства автоматов — некая фирма «Фотон». Как водилось в те времена, ничего толкового из затеи не вышло. И только лет через 10 это пространство заняли развлекательные комплексы со сплошь иностранными игрушками.
Я специально сходил в такие современные «игровые комнаты». В будни они пустуют, в выходные собирают детвору и молодежь. Жетон (или разовое посещение по карточке) стоит 50 рублей. Время сеанса — 3 — 5 минут, хотя если побеждать, играешь дольше. Эффектные свет, музыка, графика — с советскими «дедушками» не сравнить!
Хотя определенная связь поколений прослеживается. Игра «В-3» повторяет принципы «Торпедной атаки» — смотришь в перископ и стреляешь по вражеской технике. Где-то, например в игре «Alien», так же, как в «Дуплете», палишь по движущимся мишеням.
Конечно, старые аналоги напрочь проигрывают нынешней технике. В игре «Super Bikes» садишься на муляж настоящего мотоцикла, давишь на газ и тормоз и вполне натурально трясешься по ухабам вместе со своим супермото. В симуляторе «Fire!» наступаешь ногами на специальные педали, и компьютерный герой полностью повторяет твои движения. Правда, отходишь от такого автомата несколько ошеломленным. Где был? Что делал? («Ну что глаза вытаращил, иди сюда», — сказала при мне мама своему перенервничавшему малышу.)
Какой-то простоты, ненавязчивости и той самой былой доброты этим игрушкам как раз и не хватает.
Адрес музея: Конюшенная площадь, 2, литера В. Время работы: понедельник — четверг с 13.00 до 21.00, пятница — воскресенье с 13.00 до 20.00. В стоимость билета (350 рублей) входит экскурсия.
Кстати
Что можно было купить на 15 копеек (стоимость игрового жетона) в советское время:
- пломбир-мороженое
- батон
- кружку разливного пива
- 5 стаканов лимонада
- 2 поездки на карусели
- 2 килограмма картошки
- 5 поездок на трамвае
- 3 поездки на метро
Метки: Игрушки Компьютерные игры Из первых рук Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов